Армяне и реггей (будем именно так писать это слово, так как поклонники стиля all-over-the- world произносят его именно так). Эти два слова рядом, для человека далекого от знания первых и второго могут показаться странным сочетанием. Это – на первый взгляд. На самом деле я – коренной ереванец, с середины 80-х ( с 13-14 лет) знавший и любивший этот ямайский стиль и культуру считал, что такая музыка очень близка армянам по духу.
Посудите сами, ведь стиль возник на Ямайке как «наследник» многих ямайских, американских и западноафриканских стилей и впитал в себя красоту и мелодичность менто , калипсо и вообще всех направлений карибской музыки.
По сути реггей может быть одновременно и танцевальной, и релаксационной, и протестной, и даже музыкой с глубоким философским и идейным подтекстом, что следует из традиций африканской культуры, в которой ритм, танец и музыка сосуществуют с прочими явлениями и событиями. Истоки музыки – стили ямайские : Ска, Рокстеди, и американские: Ритм-энд-блюз, Джаз.
Конечно, и Джаз и Ритм-энд-блюз широко известны и любимы армянами, наверное, с момента их распространения в мире, ведь первый джазовый оркестр Армении появился аж 1938 г. и армянский джаз благодаря, плеяде талантливых музыкантов имеет всемирную известность. Джаз-клубы Еревана — это целый мир. Любой ереванец расскажет вам о Ulikhanyan Club, Malkhas Jazz Club, Club 12, Stop Club, Poplavok Jazz Cafe, и многих других здесь в любом из клубов можно запросто встретить музыкантов и селебритиз мировой величины, причем не обязательно армянского происхождения.
Но разговор сегодня не о джазе. Итак, что общего у армянской музыки и реггей? Да очень много! В нашей культуре точно так же как в культурах других южных народов ритм, танец и музыка сосуществуют тесно с прочими явлениями и событиями. В армянской народной музыке ( а у нас она довольно рано разделилась на народную и духовную) грустные и повествующие о нелегкой доле простого человека, в чем-то трагичные песни часто не смотря на текст в исполняются позитивной и жизнеутверждающей манере. Безусловно, любая народная песня независимо от жанра всегда имела и свой назидательный, поучительный подтекст или проще сказать народную мудрость мораль, что тоже роднит ее с музыкой кингстонских трущоб.
И наконец можно вспомнить о философии и духовности реггей , о Растафарианстве, об идеях равенства и объединения всех позитивных людей, об Исходе на Родину и возвращении к своим корням. Веками те же идеи звучали и в армянской музыке и песне. Как известно, растаманы считают своей исторической Родиной Эфиопию, а в качестве духовного лидера и Представителя Бога Джа (Jah — сокращение от Иеговы) на Земле ими признан эфиопский император Хайле Селассие I, до воцарения на троне в 1930 именовавшийся Рас Тэфэри Мэконнын. Это последний император Эфиопии (2 ноября 1930 — 12 сентября 1974), происходивший из легендарной династии потомков царя Соломона.
Возглавивший войну против итальянских колонизаторов, освободивший от них свою страну, а позднее первым на африканском континенте отменивший рабство, этот принц народности амхара ( т.н. эфиопские евреи) при крещении получил имя Хайле Селассие (Сила Святой Троицы) и как большинство его народа принадлежал к Эфиопской Православной Церкви ( миафизитской – т.е. одной из Древневосточных (дохалкидонских) церквей). Эта церковь находится в евхаристическом братском общении только с ААЦ. В жизни этого человека очень много связано с армянством. Достаточно прочесть про публикации Антитопора, посвященные армянам Эфиопии, чтобы вспомнить, что Рас Тэфэри благоволил и всячески помогал нашим соотечественникам.
Но вернемся к теме реггей. По поводу ритма, перкуссии и их значения в армянской и ямайской музыкальной эстетике тоже можно обнаружить много параллелей, особенно, если абстрагироваться предпочитаемого в реггей one-drop. На сегодняшний день уже довольно сложно (а скорее и вовсе невозможно) дать общее определение всему разнообразию стилей-разновидностей реггей. От классических рутсовых композиций многие исполнители затем перешли к ритмике half-drop . Часто даже не акцентировали и слабую долю. Регге породил почти все разнообразие современной молодежной музыки . По крайней мере многие современные направления ее такие как реггейтон, дансхолл, даб, евро-реггей и даже хип-хоп в числе своих «славных предков» любят упоминать классический реггей .
Одним словом, всегда удивляло почти полное на протяжении десятилетий отсутствие своих реггей - коллективов у армян несмотря на очевидную любовь к тематике и понимание этой музыки.
Но так было до 2007 г. Хотя группа Reincarnation образовалась в 2000 году, в Ереване под руководством Роланда Гаспаряна. сначала они играли рок. Потом именно с 2007 с альбома От Джанфиды** до Ямайки 60 км группа «реинкарнировалась» в регги-бэнд .
Конечно знатоки стиля могут сказать, что это не совсем реггей, а по звучанию духовых и ритму ближе к ска но… как сухие снобы могут судить о живой музыке. Уж что точно можно сказать про творчество группы, что все эпитеты относимые к реггей ( fusion, melting pot etc.) можно спокойно отнести и к нему в купе со всем идеологическим словарем этой музыки включая осуждение Вавилона (человеческих пороков и грехов в душе каждого из нас) и призывы к объединению и взаимопомощи всех позитивных сил.
Итак, после выхода альбома группа получает статус первой регги-группы Армении. Главная композиция (сингл) альбома «Джан Растаман» стала довольно популярной среди широкого круга слушателей именно благодаря своему уникальному звучанию: миксу ритмов регги (ска) и характерных армянских мелодий.
И небывалая доселе любовь армян к регги наконец прорвала плотину непонимания и обрушилась на музыкантов группы . Коллектив в считанные дни стал популярен по всей стране — тысячи поклонников, эфиры многих ереванских радиостанций, и сцены главных молодежных клубов Армении! Город погрузился в южные и такие близкие ритмы и закачался на волнах позитивных вибраций
В состав группы изначально входили
ГАСПАРЯН, Роланд — Гитара, Вокал
TER MARGARYAN, Hayk — Тромбон
ESAYAN, David — Бас-гитара
HOVAKIMYAN, Arthur — Клавишные
KHAZARYAN, Hayk — Кларнет
HARUTUNYAN, Gevorg — Ударные
ADAMYAN, Tenny — Бэк-вокал
И все же наиболее яркие, инструментально-насыщенные альбомы были созданы группой начиная с 2010 года при текущем составе :
Роланд Гаспарян — вокал, гитары, автор всех песен
Артём Манукян — бас
Артур Маркарян — соло-гитара
Артур Овакимян — клавишные
Марек Заборский — ударные
Айк Казарян — труба
Давид Минасян — тромбон
Артур Григорьян — саксофон
Рафаэль Авакян — дудук, кларнет
Альбомы «Մի գտալ սեր» (Ми гтал сер — Одна ложка любви) в 2010и «Աղ ու հաց» (Ax у хац — Хлеб и соль) в 2013 гг.
За последние десять лет группа Reincarnation неоднократно выступала с концертами как в родной Армении, так и за рубежом, в том числе России и Европе. В 2009 году группа выиграла премию Armenian Music Award в номинации «Лучший рок-альбом». В июне 2011 года группа поехала на гастроли в Европу, выступив в Германии, Австрии и Польше, а в июле приняла участие на международном джаз-фестивале "Black Sea Jazz Festival" в Грузии.
Также заслуживают внимания композиции группы с других альбомов:
Оптимистичная ; Авели лава - Еще лучше, Ереван, Пронзительная; Лусабац -Рассвет
Помимо официальных альбомов, необходимо также отметить выпущенные ребятами в разное время оригинальные переработки народных и популярных армянских песен, таких как:
Ов сирун, сирун- Ох, красавица, красавица;
Озорной вариант старинной армянской песни Саят Новы Ашхарумс имн дун ис - Моя на целом свете ты
Трогательная и динамичная интерпретация популярной эстрадной композиции ;
Тарм цахикнер -Свежие цветы и др.
Ну и конечно же «Измени мир», которую многие восприняли как предвыборный клип РПА. Участниками клипа стали премьер-министр Карен Карапетян, также сыгравший на ударных инструментах, лидер армянской шахматной сборной Левон Аронян, знаменитый виолончелист Нарек Ахназарян, чемпион мира по боксу Артур Абрахам. Я со своей стороны считаю неприемлемым любое использование популярной музыки или известных людей в в целях политического пиара, но , к сожалению, даже знаменитый апологет и король реггей (Сэр) Роберт Неста Марли бывал втянут в подобные политические выступления и разборки между местными партийными блоками на Ямайке и даже был ранен. В декабре 1976 года на Боба Марли совершили покушение в его собственном доме в Кингстоне. Неизвестные обстреляли музыканта, его жену и менеджера всего за два дня до важного концерта Smile Jamaica. Тем не менее Марли выступил перед 80-тысячной аудиторией зрителей, несмотря на полученные ранения. Покушение на Боба Марли связывают с его политической позицией.
Концерт, на котором выступил музыкант, задумывался как акт примирения двух враждующих политических сил на Ямайке с целью предотвратить гражданскую войну в стране. Тем не менее Боб Марли бежит с Ямайки сразу после концерта опасаясь за свою жизнь. Так же известно его выступление в поддержку президента Зимбабве Мугабе, которого он считал своим другом но правление которого сейчас однозначно рассматривается как режим. На самом деле, музыка, а тем более музыка реггей и ее исполнители не должны никак быть ассоциированы с тем или иным политическим движением, а все спекуляции на эту тему происходили и происходят от того, что к сожалению актеры, певцы и творческие люди по-детски наивные и неискушенные часто бывают втянуты нечистоплотными политиками в свои игры. И это – не вина лицедеев, но целиком и полностью грех политиков.
А творчество группы Reincarnation в целом может быть интересно широкому кругу слушателей, независимо от их вкусов и предпочтений. Причин для этого множество: качественный звук, богатая инструментальная аранжировка, мелодичность, заводные восточные ритмы в новой «регги-интерпретации», мудрый оптимизм и море ярких эмоций. Подобно солнцу, эта музыка согревает, поднимает настроение, вселяет в душу надежду.
Оформить эту мысль уместно словами лидера группы – Роланда Гаспаряна: «Мы делаем музыку и песни вне зависимости от жанра; ска, регги, фанки. Мы не загоняем себя ни в какие рамки, потому что настоящее творчество безгранично».
А той малой части людей, которой по разным причинам не причисляет эту музыку к реггей, хочется, в завершении этой статьи, рассказать вновь придуманный анекдот:
Армянскому радио задают вопрос:
- А чем отличается армянский реггей от просто реггей?
Ответ:
- А чем отличается, э? а тем же чем армянское радио от просто радио!
Амаяк Вачеян,
ИАПС Антитопор