Город Айнтаб известен ещё с античных времён. И большую часть времени своего существования этот город был населён подавляюще армянами. Однако к XIX веку город стал активно заселяться турками и курдами, отчего количество армян снизилось. Теперь они составляли чуть меньше половины населения города.
Это не изменило экономического положения. В нём продолжали доминировать армяне. Айнтаб- пограничный город между Киликией и Сирией, отчего коммерция здесь имела важное значение. Почти всё ремесло в городе было в руках армян: изготовление мыла, ювелирное дело, кузнечное, обувное, портняжное дело и т.д. Врачи, юристы также были в большинстве армянского происхождения. Мусульмане же были в основном торговцами бакалей, мясниками и подобное.
Образование в городе было высокого уровня. Было два института- Американский Центральный Турецкий Колледж и Женская семинария, оба построенные американскими миссионерами. И большинством их студентов были армяне. Кроме того, у армян было двадцать школ: одиннадцать национальных, восемь евангелистских и одна католическая. За высокий уровень образования Айнтаб был назван "Афинами Киликии и Анатолии".
Это не могло уйти мимо глаз османского правительства. В деятельности институтов оно видело подрывную деятельность, как и в работах армянских партий. Формирующийся армянский средний класс рушил в глазах турков традиционную логику отношений между мусульманами и другими народами в стране. Ещё большая опаность шла от того факта, что Айнтаб стал точкой распространения армянского протестантизма, который в себе носит более свободные от религиозных догм ценности, направленные на коммерческий успех.
Армяне города были вынуждены поплатиться за свои успехи. Айнтаб был в девяти милях от Зейтуна и армяне хорошо знали о удачной самообороне армян. Кроме того, некоторые участники самообороны собирались в Айнтабе. Это стало известно османскому правительству, которое решило найти подходящий момент, чтобы расправиться.
В мае 1895 года Абдул-Гамид II обещал реализовать европейские реформы, которые облегчат положение армян и избавят их от дискриминации. Армяне Айнтаба это встретили с воодушевлением. Армяне выходили на улицу, в городе был целый фестиваль, говорили о европейской свободе и духе, который наконец будет принесён армянам. Это была ложь, как оказалось позже.
С 15 ноября в городе начались массовые погромы армянского населения. Были разрушены армянские торговые лавки и ремесленные. Арестовывались европейские миссионеры, считавшиеся симпатизантами армянам. Резня продлилась до конца месяца.
1895 год стали называть "Балта Сенеси"- "год топора", так как именно это оружие любили применять погромщики. Точное количество жертв до сих пор неизвестно. Оценки доходят до 500 убитых, но точно сказать нельзя, так как армянские кладбища были вырыты и осквернены позже. Как и сам город во время Геноцида окончательно опустел и даже возвращение армян в период французского управления не спасло город от гибели.
Ныне это Газиантеп. Город с другим названием и забытой историей.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор