Как известно, в 607 г. Иверия отошла от духовного союза с Арменией, отказавшись от общей доктрины и позже ставшей частью "православных стран".
Причины тому были во многом политическими. Армения, Агванк и Иверия представляли из себя что-то вроде церковного союза с центром в Эчмиадзине. Некоторые древние историки и вовсе считали церкви трёх государств одной.
Иверия не видела выгод в дальнейшем присутствии в данном союзе. Армянская церковь активным образом раскалывалась изнутри про-халкидонскими силами, стремившимися к отходе Армении от вероисповедания Григора Лусаворича. Как известно, это было не столь вопрос богословия, сколько политики и национальной безопасности. В периоды контроля Византии над Западной Арменией(не в современных границах) в Карине учреждался параллельный католикосат, "неожиданно" признававший халкидонские решения.
К концу V в. у церквей региона появился шанс вернуться к единству и стабильности в религиозной сфере. Было решено, что пастыри трёх стран должны быть представлены на общем уровне в определённых должностях.
Пастырь Армении был хайрапетом этого церковного союза, пастырь Агванка- епископосапетом(архиепископом), а пастырь Иверии- митрополитом.
Это и стало поводом к разрыву отношений, так как Кюриону(главе Иверской церкви) не понравилась низшая должность.
Аргументом было то, что христианство в Агванке старше, чем в Иверии, так как проповедование Егиша началось ещё в 1 в. н.э.
Давление византийской стороны в совокупности с этим случаем стали причиной разрыва 607 года. Иверам было запрещено посещать Эчмиадзин, армянам- священный крест в Мцхете. Вместо них ивери построили Светицховели, а армяне- собственный священный крест.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор