В XVI-XVIII веках армяне активизировали свои тайные делегации и посольства в различные крупные державы, пытаясь найти у них помощь в деле освобождения страны от персидского и османского ига. Этот период для армянского народы был одним из наиболее трагичных, так как с начала XVI века по середину XVII века, почти 150 лет, Армения стала ареной османско-персидского противостояния, испепеляясь и растаптываясь войсками этих стран.
Ещё в XVI веке католикос Степанос Салмастеци отправился к Карлу V, императору Священной Римской Империи. Добиться же помощи он не мог, Европа сама была еле в состоянии бороться с османами.
В середине XVII века католикос Хачатур Галатеци писал письмо Людовику XIV, рассчитывая, что французы смогут в будущем помочь армянскому народу. В 1666 г. с делегацией к нему приехал Махтеси Мурад, представитель тайного движения.
Махтеси Мурад был первым, кто разработал детальный план по освобождению страны. Рассчитывалось в союзе с греками Балкан и Понта, грузинами и айсорами поднять всеобщее восстание, как только Людовик XIV вступит в войну с Османской империей. Но французы также не собирались реализовать эти планы.
В конце XVII века появился новый лидер освободительного движения- Исраэл Ори. У него было две программы освобождения - "пфальцская" и "московская". Первая была предложена курфюрсту Пфальца Иоганну-Вильгельму, вторая - царю Российской империи Петру I. На этот раз, так как Исраэл был военным стратегом, план был разработан крайне детально.
По первой программе, в её самой последней редакции, из армянских областей будут мобилизованы 220 тысяч армян в новую армию. Пфальц же должен отправить на помощь армянам 4150 солдат, с гусарами и канонирами. По второй программе армянская армия будет собрана из 116 тысяч армян, к которым на подмогу придёт 25000 русской пехоты и конницы.
На основе этих данных появляется резонный вопрос - зачем вообще была нужна иностранная помощь, если она в обоих случаях в разы меньше всего армянского ополчения? И была бы от неё такая огромная поддержка?
Исраэл Ори был стратегом и понимал перспективы возможного восстания. Цифры были не из потолка, он тщательно изучал положение армян и такую армию можно было действительно собрать и для тех времён это немалое число. Конечно же, иностранная помощь привела бы к разделению вражеских сил. Также немцы с русскими принесли бы с собой современное вооружение и грамотных стратегов, что нельзя было не учитывать. Да и новой Армении нужна бы была международная поддержка.
Но была и другая важная причина. Это настроение армянского народа. Дело в том, что к тому времени армяне крайне разочаровались в своих силах, армянские историки обсыпали себя пеплом и винили во всех грехах и неудачах. Начиная с XII века, по этой причине, у армян появилась легенда об "иностранной помощи". В разных редакциях эта легенда говорила, что на помощь армянам, ближе ко Второму Пришествию Христа, придут внешние силы и помогут возродить Армению. По словам ряда иностранных миссий в Армении, армяне в это верили также, как в Евангелие. Сама легенда вечно редактировалась: спасителями армян были франки, грузины(в период Давида IV и Тамары), французы, русские.
В свои же силы армяне верили уже не так сильно, как во времена Вардана Мамиконяна. Пророчества о возрождении Армении были и тогда, но там не было и слова о чьей-то помощи. И Исраэл Ори это хорошо понимал. Поэтому помощь иностранных держав была не только рационально-стратегической, но и психологической. Она бы вдохнула в армян уверенность в победе, в реализацию пророчества.
Для этого немцам и русским предлагалось взять собой знамёна, на одной стороне которых было бы распятие Христа, на другой - Григор Просветитель. Эти знамёна немецкие и русские солдаты должны были раздать армянским войнам, как бы делегируя им благословение. Таким образом, дух армянской армии был бы поднят в разы.
Планы эти не состоялись. Пфальц помочь отказался, а Россия отсрочила свои планы на век. Восстание армян 1720-1740 гг. так и не привело к возрождению Армению и завершилось резнёй сотен тысяч армян. Уже в середине XVIII века армянские историки пишут, что эта легенда о внешнем спасении - "ложь и подделка". Верить во внешнюю помощь стало всё меньше и меньше армян.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор