Сегодня в Армении отмечается Навасард, который в современной трактовке называется Днём армянской идентичности. День стал отмечаться таковым с 90-х годов.
Несмотря на своё важное именование, Навасард ныне не имеет традиции самого широкого в Армении празднества. Он уступает в этом 28 мая и 21 сентября, а в политическом поле и вовсе отсутствует. Во многом, потому что сюжеты этих памятных дат куда ближе, а у Навасарда ещё нет полноценной концепции. Ведь этот день в своё время хотели сделать днём отсчёта армянской государственности, но на правовом уровне. Однако идея была заброшена.
Навасард был древнеармянским Новым годом. В древней Армении праздник этот имел важное значение: сегодня собирался в стране Ашхарожохов. Это был единственный фиксированный день его проведения(в остальных случаях, он собирался по надобности). Царь же отправлялся на священную охоту на вепря. Потом, у горы Нпат возле реки Арацани проводились навасардовские игрища. В праздничную еду добавляли особую приправу - нгатзахик, которая росла у подножия Арарата.
День связывался с событиями 2492 г. до н. э., хотя есть и споры с этой датой. В том году состоялся легендарный Дицазнамарт - грандиозная битва Хайка и Бэла, армянского и ассирийского титанов-богов. После этой битвы, Хайк основал в Тароне Хайкашен, отчего началась история Армении.
Интересно, что по Хоренаци, Бэл предлагал совместно править миром, на что Хайк отказался. Так же и поступит далёкий потомок Ара Гехецик, отказавший Шамирам в совместном правлении. Также как и сасунские богатыри, в отличие от своих аналогов в виде скандинавских, русских, английских и прочих богатырей, не уходили далее родных гор в легендарные походы. Скорее всего, здесь проводится особая мораль.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор