"Огуз-наме" или как опровергнуть претензии азербайджанцев
Нынче модно стало в интернете не читать то, о чём говоришь, а "почитывать". Оно и понятно: не у каждого есть время читать книги. Но с поплохевшими рассудком, как у азербайджанских апологетов, всё куда хуже. Те не только не читают, но и не почитывают то, о чём говорят. Судя по всему, только в раннесредневековом стиле сжигания нечистых книг можно верить тому, что азерпроповцы вещают денно-нощно. Иначе это им дорого обходится.
Вот выяснилось из дебрей параллельного мира, что есть такой труд как "Огуз-наме", в котором написано, что легендарный праотец огуз-тюрков, Огуз-хан, мол, жил, умер и был похоронен у Севана. Интенция понятна, причём в традиционном стиле написано "озеро Гейча(Севан)", как бы намекая нам на ту длинную лже-историю, которую можно выразить коротким мемом-эвфемизмом: бизимдир. В данном случае, Севана, а с ним и Иревана, ну вы поняли.
Во-первых, азербайджанцы выдают за "Огуз-наме" то, чем она по факту не является. Пишут, что написано сие чтиво по поручению азербайджанского(sic!, упаси Господь меня такое написать) правителя Узун-Гасана. При этом под "Огуз-наме" также понимается труд Абу Бекра Техрани "Китаби-Диярбикериййа". Начнём с того, что "Огуз-наме" - это цикл сказаний и под ними подразумевается множество трудов, написанных многими авторами и из разных рукописей. Это и Махмуд Кашгари, и хан Абулгази, и Фазлуллах Рашид ад-Дин, и Абубекр Айбек-ад-Давадари.
По большому счёту, "Огуз-наме" называют труд Рашид ад-Дина, который действительно повествует о родословной предков тюрков и называется также "Джами ат-таварих". Техрани к этому отношения не имеет, ведь он писал об истории Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Кстати, и цитируется он в большинстве азербайджанскими сайтами, гугл в помощь. И если этот труд писался по настоянию Узун-Гасана, то реальная "Огуз-наме" - по поручению Газан-хана, правителя Хулагуидов. Создалось впечатление, будто кто-то спутал Узун-Гасана и Газан-хана. Что в случае с пациентом не удивительно.
Так как произведения Техрани нету в открытом доступе, то обратимся к чтиву Рашид ад-Дина, тем более это и есть фундаментальный источник по истории огузов и собран более детально, ведь мы всё-таки имеем дело с преданиями. Но что же там написано?
Начнём с самого начала, когда впервые упоминается имя "Огуз-хана", а именно: "Через год ребенок, подобно пророку Исе (Иисусу) раскрыл уста и промолвил: «Я родился в царственном шатре (баргях), поэтому меня должны назвать Огузом!». Сам Огуз-хан был потомком прадеда Олджай-хана. "Он был жителем степей (кочевником)" - цитата книги. Столица его находилась рядом с городами Талас и Кары Сайрам. Это территория нынешней Киргизии, к слову. Никакой Мидо-Атропатеной здесь и не пахнет, хотя казалось бы, праотец азербайджанцев же.
Далее описывается становление Огуза, его борьба с отцом, дядями и другими родственниками за власть. Очень близкий к истории Чингисхана нарратив: сражение с племенами за власть, особое предназначение и т.д. и т.п. Ну а дальше описаны его походы по миру: борьба с Индией, поход в Страну Тьмы(так называлась Сибирь), а далее описаны походы в Иран и Закавказье.
И вот что написано: "Захватили они также и вилайет Азербайджан. Своих личных (хасс) лошадей он (Огуз) выпустил [на откорм] на пастбища обширных и прекрасных лугов Уджана." Неужто далёкий предок азербайджанцев захватил....их же земли? Но с именем Уджана всё становится ясно, ведь так ныне называется агломерация в Иранском Азербайджане, то бишь настоящем исторически. А далее "он отправился на зимовку в сторону Аррана и Мугана. Он избрал для обитания (юрт) и местопребывания междуречье Куры и Аракса." Так что на месте нынешнего Азербайджана находится Арран, как и должно быть и никаких там азербайджанцев. Да и извините, как они могут быть там до их первопредка?
Всю книгу цитировать не буду. Добавлю лишь про последние годы жизни:
"Когда к Огузу прибыл его сын, он приказал двинуться оттуда на свою родину и в свой край — в Куртак и Уртак, и чтобы быстрее пройти путь, он распорядился следовать по дороге через Гур и Гарчистан." В тех краях он и умер и никаких Гёкчей тут нет, если потомки Огуза не считают, что Севан находится в Средней Азии.
Таким образом, "Огуз-наме" наоборот, разрушает азербайджанский тезис об их автохтонности, об их коренном происхождении и против патологии "Иревано-Гёйча". Да там даже нет упоминания о Севане. Так что азербайджанцам стоит вообще не открывать книги, а то вся суть пропагандонства выветрится.
Труд щедро предоставляю для ознакомления:
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
Нынче модно стало в интернете не читать то, о чём говоришь, а "почитывать". Оно и понятно: не у каждого есть время читать книги. Но с поплохевшими рассудком, как у азербайджанских апологетов, всё куда хуже. Те не только не читают, но и не почитывают то, о чём говорят. Судя по всему, только в раннесредневековом стиле сжигания нечистых книг можно верить тому, что азерпроповцы вещают денно-нощно. Иначе это им дорого обходится.
Вот выяснилось из дебрей параллельного мира, что есть такой труд как "Огуз-наме", в котором написано, что легендарный праотец огуз-тюрков, Огуз-хан, мол, жил, умер и был похоронен у Севана. Интенция понятна, причём в традиционном стиле написано "озеро Гейча(Севан)", как бы намекая нам на ту длинную лже-историю, которую можно выразить коротким мемом-эвфемизмом: бизимдир. В данном случае, Севана, а с ним и Иревана, ну вы поняли.
Во-первых, азербайджанцы выдают за "Огуз-наме" то, чем она по факту не является. Пишут, что написано сие чтиво по поручению азербайджанского(sic!, упаси Господь меня такое написать) правителя Узун-Гасана. При этом под "Огуз-наме" также понимается труд Абу Бекра Техрани "Китаби-Диярбикериййа". Начнём с того, что "Огуз-наме" - это цикл сказаний и под ними подразумевается множество трудов, написанных многими авторами и из разных рукописей. Это и Махмуд Кашгари, и хан Абулгази, и Фазлуллах Рашид ад-Дин, и Абубекр Айбек-ад-Давадари.
По большому счёту, "Огуз-наме" называют труд Рашид ад-Дина, который действительно повествует о родословной предков тюрков и называется также "Джами ат-таварих". Техрани к этому отношения не имеет, ведь он писал об истории Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Кстати, и цитируется он в большинстве азербайджанскими сайтами, гугл в помощь. И если этот труд писался по настоянию Узун-Гасана, то реальная "Огуз-наме" - по поручению Газан-хана, правителя Хулагуидов. Создалось впечатление, будто кто-то спутал Узун-Гасана и Газан-хана. Что в случае с пациентом не удивительно.
Так как произведения Техрани нету в открытом доступе, то обратимся к чтиву Рашид ад-Дина, тем более это и есть фундаментальный источник по истории огузов и собран более детально, ведь мы всё-таки имеем дело с преданиями. Но что же там написано?
Начнём с самого начала, когда впервые упоминается имя "Огуз-хана", а именно: "Через год ребенок, подобно пророку Исе (Иисусу) раскрыл уста и промолвил: «Я родился в царственном шатре (баргях), поэтому меня должны назвать Огузом!». Сам Огуз-хан был потомком прадеда Олджай-хана. "Он был жителем степей (кочевником)" - цитата книги. Столица его находилась рядом с городами Талас и Кары Сайрам. Это территория нынешней Киргизии, к слову. Никакой Мидо-Атропатеной здесь и не пахнет, хотя казалось бы, праотец азербайджанцев же.
Далее описывается становление Огуза, его борьба с отцом, дядями и другими родственниками за власть. Очень близкий к истории Чингисхана нарратив: сражение с племенами за власть, особое предназначение и т.д. и т.п. Ну а дальше описаны его походы по миру: борьба с Индией, поход в Страну Тьмы(так называлась Сибирь), а далее описаны походы в Иран и Закавказье.
И вот что написано: "Захватили они также и вилайет Азербайджан. Своих личных (хасс) лошадей он (Огуз) выпустил [на откорм] на пастбища обширных и прекрасных лугов Уджана." Неужто далёкий предок азербайджанцев захватил....их же земли? Но с именем Уджана всё становится ясно, ведь так ныне называется агломерация в Иранском Азербайджане, то бишь настоящем исторически. А далее "он отправился на зимовку в сторону Аррана и Мугана. Он избрал для обитания (юрт) и местопребывания междуречье Куры и Аракса." Так что на месте нынешнего Азербайджана находится Арран, как и должно быть и никаких там азербайджанцев. Да и извините, как они могут быть там до их первопредка?
Всю книгу цитировать не буду. Добавлю лишь про последние годы жизни:
"Когда к Огузу прибыл его сын, он приказал двинуться оттуда на свою родину и в свой край — в Куртак и Уртак, и чтобы быстрее пройти путь, он распорядился следовать по дороге через Гур и Гарчистан." В тех краях он и умер и никаких Гёкчей тут нет, если потомки Огуза не считают, что Севан находится в Средней Азии.
Таким образом, "Огуз-наме" наоборот, разрушает азербайджанский тезис об их автохтонности, об их коренном происхождении и против патологии "Иревано-Гёйча". Да там даже нет упоминания о Севане. Так что азербайджанцам стоит вообще не открывать книги, а то вся суть пропагандонства выветрится.
Труд щедро предоставляю для ознакомления:
Артур Акопян
ИАПС Антитопор