Гегам был следующим патриархом армян после Арамаиса. Его имя возводится к индоевропейскому *wel, что можно перевести как "змей"(одна из множества трактовок). Этот корень запечатлён в названиях озера Севан- Гегаркуни, крепости Геги, горного хребта Гег. Эта область называлась урартами "Uelikuni", что восходит к этому же корню. Именно здесь с 19-18 вв. до н.э. появляются уникальные стеллы, изображающие драконов- вишапакары. Стоит вспомнить, что одна из окрестных гор зовётся Аждахак, от имени зороастрийского дракона Ажи-Дахаки.
Окончание "-ам" часто употребляется для имён сакральных героев и богов. Например, имена Шаммурамат, Баршамина и Аргавана трансформируются в Шамирам, Баршам и Аргам. Последние двое встречаются и в первых формах как бог сирийцев и дракон соответственно, но как только они упоминаются как герои, то их имена приобретают окончание "-ам". Такое же окончание и у Паскама, одного из потомков Хайка, а также у Арама, хоть его имя и восходит к иному корню. Возможно то связано с местным окончанием -ma/ama, встречаемом в топонимах региона (Тегарама, Дуккама и т.д.).
У Еремии Мегреци в словаре упоминается термин "geghni", "geghnik", что переводится им как "армяне", "армянин". Связь с Гегамом - единственное, что может объяснить этот термин.
Амасия ещё более труден в интерпретации, чем его отец Гегам. Он считается эпонимом Масиса, что однако никак не может быть объяснено и скорее всего это народная этимология.
Единственное, есть город Амасья у устья реки Галис (ныне Кызыл-Ирмак). Его имя можно было бы связать с греческими воинственными амазонками, учитывая, что именно у реки Галис была их родина по греческим преданиям. Хотя они упоминались и в Армении, и в Скифии. Связать амазонок с армянами можно лишь одним способом.
Имя верховной богини хаттов- Инар(у хеттов- Инара). Несмотря на языковую принадлежность хаттов, имена их богов индоевропейские в происхождении. Имя Инар можно связать с ИЕ корнем, трактующимся как "мужество"(сравните её имя с осетинскими нартами-богатырями, именем иранского героя Наравы, германского Ньёрда и т.д.). Инар убивает дракона Иллуянку(что обычно делают мужчины).
Этот корень можно встреть в имени армянской богини Цовинар. По некоторым сохранившимся преданиям, Цовинар носила мужскую одежду. Этот момент оставим на размышление.
О Харме и вовсе ничего не говорится. Есть мнение, что он оказался случайно в списке по причине схожести его имени со словом "армяне". У хурритов есть имя Харме, которое является формой касситского имени Харпы- верховного бога касситов. Возможно, имя Хармы случайно оказалось в списке из-за армяно-хурритских контактов.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор