Армения первая страна принявшая христианство, но задолго до того, как армяне стали христианами, Армения была языческой страной. Как и всякий языческий народ, армяне имели своих богов и мифологию, которая рассказывает не только историю армян, но и историю всего человечества.
Слово язычество и язычник на армянском звучит “этанос, этаносутюн”, от греческого слова “этнос – народ”. То есть язычество считалось национальной верой. Староармянская или арийская вера утверждала, что единственная создающая натура – арийский народ и согласно арийской вере Создатель (Ара, Арарич, не имеет начала, он абсолютен, Арарич один) сотворил остальных богов и народов в Армении. Название страны и народа непосредственно связаны с арийской верой. Великий потоп и ковчег на горе Арарат (арар – творение, ат – место) связан с арийским родом, который является началом индоевропейцев. Именно отсюда арийцы распространились по всей земле, а те, кто остались в Араратской долине, стали называться арменами, а страна – Арменией.
В пантеоне были много богов, однако до нас дошел не весь список. Самые любимые боги, которым поклонялся арийский народ были Бог Войны Ваагн (день рождения Ваагна отмечался 21 марта, день, когда арийские народы отмечали Новый Год), Богоматерь Анаит, Богиня любви и возлюбленная Астхик и Бог солнца Митра (Арамазд). Боги армянского пантеона сравнивались с античными богами эллинистической эпохи. Так, Арамазда сравнивали с Зевсом, Анаит с Артемидой, Ваагна с Гераклом и т.д.
Также древние армяне верили в духов и демонов: вишапов и каджи - демонов воды, ветра и бури. До нагих дней в Армении сохранились древнейшие огромные каменные изваяния, в форме рыб, прозванные «вишапы». Они обычно ставились у родников и водоёмов.
Древние армяне строили своим богам большие языческие храмы. Но после принятия христианства как государственную религию, практически все языческие святилища в Армении были уничтожены. До наших дней уцелел лишь единственный армянский языческий храм в Гарни, построенный в эллинистическом стиле. Полностью Гарнийский храм был восстановлен в 1970 году.
Священная книга армянских неоязычников называется Ухтагирк. Интересно, что составлена она на основе Ветхого завета Библии(где упоминается армянская земля), средневековой "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци и еще нескольких древних армянских летописях.
Интересно, что сейчас в Армении находится немало людей, ратующих за возрождение прежнего язычества - религии этанизм, этнизм или традиционализм как называют ее верующие. Всего в современной Армении насчитывается около пяти тысяч язычников
Неоязычество армянское появилось где-то на заре XX столетия. И возродилось в Армении примерно в начале 90-х годов. Армянские язычники верят в то, что прародиной арийцев является именно земля Великой Армении. На этом основании армянские язычники указывают, что они являются прямыми наследниками древних праиндоевропейцев и их великой духовной силы.
Любопытный факт. Армянские язычники довольно неплохо находят общий язык с Армянской Апостольской церковью (ААЦ). По крайней мере, армянские христианские священники язычников никогда не критикуют, заявляя, что "помнить надо и дохристианскую историю страны". И это при том, что ААЦ довольно строго настроена, например, к протестантизму.
Один из самых любимых праздников Вардавар также имеет языческие корни. Вардавар праздновался во славы любви бога Ваагна и богини Астхик. Название Вардавар или Вардаматн переводится как осыпать розами. Богиня Астхик дарила розы и разливала розовую воду: она сеяла любовь, а возлюбленный Ваагн защищал эту любовь. После принятия христианства Вардавар начали считать днем Преображения Христа. Однако обряд праздника все же остался от языческого Вардавара.
Амаяк Вачеян,
ИАПС Антитопор