Первый армянский церковный собор был созван при царе Аршаке II, в 350-360 гг. Местом было выбрано бывшее место принесения жертв богам - город Аштишат. Каноны имели цель утвердить христианские традиции и примирить противоречия. Каноны являются одними из самих ранних источников армянского права.
Несмотря на духовный характер собора, на нём присутствовала и светская власть. Во многом, Армянская церковь разрабатывала своё собственное право, причём для всего государства в целом.
Первым же канонам запрещались родственные браки. Вторым запрещались языческие традиции вроде обрядов-плясок по поминовению усопших. Также вводилась христианская мораль - не ябедничать, ни жадничать, ни обжираться и так далее.
В каноне прописано и положение власти. Нахараром запрещалось чрезмерно душить повинностями шинаканов, проявить милосердие. А шинаканам покорно служить своим господам. В советское время предполагали, что это имело цель смягчить классовую борьбу между нахарарами и шинаканами.
В канонах есть и социальные права. Для прокажённых строить лепрозории, для больных - больницы, дома для инвалидов, приюты для сирот и вдов. В Европе лепрозории появились только в Средние века.
Особо важен и 5-ый канон. Для иностранных гостей обязывалось возвести гостиницы. Причём это объяснялось тем, что, не имея ночлега, иностранцы могут совершать преступления. Фактически, это утверждение канона о том, что основой преступлений является материальная необеспеченность.
Одно из положений 6-го канона обязывало возводить греческие и ассирийские школы в стране. До этого, многие армяне уезжали учиться заграницу и часто не возвращались. Теперь армяне не только стали редко уезжать из Армении, но и через греческие и ассирийские школы изучать иностранные языки.
Аштишатские каноны были по большей части светскими законами. И на их основе стала развиваться и дальше армянская правовая мысль.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор