Армянская мифология - это религиозные воззрения, которые основаны основанные на системе протоиндоевропейских верований, а так же культы древних армян, существовавшие до официального принятия христианства в качестве государственной религии в 301 году при Трдате III. Эти религиозные воззрения до сих пор существуют в современной армянской культуре в форме передающихся из поколения в поколения традиций и её самобытности, часто переплетаясь с традициями христианскими.
Первостепенным культом поклонения являлась некая недосягаемая высшая сила, разум, известный как Ар. Физическим же олицетворением Ара было Солнце (арм. - Арев), поклонялись которому древние армяне, называвшие себя ареворди (арм. — сын Солнца). Еще с древнейших времен культ поклонения Солнцу имел особое место в армянском язычестве, существуя вне времени и вне истории развития и становления язычества. Среди древнейших культов, которые имели общие индоевропейские и европейские истоки, следует отметить культ орла и льва, поклонение Небу. Тотемизм так же считается отличительной чертой не только армянского язычества, но и язычества вообще. Кроме основных культов поклонение, были и другие священные животные: бык (Ерванд и Ерваз родились от связи женщины с быком, соответственно - отец-бык является тотемом их рода), олень (еще с эпохи бронзы, встречается большое количество изображений, статуи и барельефы, которые связаны с культом богини-матери, ну а позднее — с христианской богоматерью), медведь, кошка, собака (Аралез). Тотемами так же являются рыбы.
Армянская мифология формировалась под значительным влиянием иранской культуры: Анахит, Арамазд, Вахагн и др.). В эпоху эллинизма древние армянские божества сопоставлялись с греческими богами: Анахит - с Артемидой, Арамазд - с Зевсом, Астхик - с Афродитой, Вахагн - с Гераклом, , Михр - с Гефестом Нанэ - с Афиной, Аполлоном, Тир - с Гермесом.
Все это и определяло народное самосознание , культуру, связь Запада и Востока. Какие отголоски этих древних обрядов и верований мы можем отметить сейчас?
Важную роль играют мифы о злых духах. Сюжеты и образы армянской мифологии отразились в литературе и искусстве. До нас дошли древнейшие мегалиты, которые имели форму рыб и были названы в народе "вишапами". Вишапы устанавливались у родников, искусственных водоемов. Еще с бронзового века, наблюдается наличие многочисленные изображения, барельефы, статуи мифического оленя, который связан с культом богини-матери. После официального принятия христианства новые мифологические образы, сюжеты, древние верования и мифы подвергаются некой трансформации. В армянской мифологии библейские персонажи перехватывают на себя деяния архаических богов, духов, например: архангел Гавриил (Габриел Хрештак) - Вахагна, духа смерти Гроха; Иоанн Креститель (армянский Карапет) - Вахагна, Тира, Саргис - Спандарамета.
Кроме основных культов орла и льва были ещё и другие священные животные: бык (Ерванд и Ерваз родились от связи женщины с быком, соответственно — отец-бык выступает тотемом их рода), олень (начиная с эпохи бронзы, встречаются многочисленные изображения, статуи и барельефы связанные с культом богини-матери, а позднее — с христианской богоматерью), медведь, кошка, собака (например, Аралез).
Священные птицы в армянской тотемической традиции.
Арагил (Aragil)(арм. արագիլ)), Аист — вестник Ара Гехецика, а также защитник полей. Согласно древним мифологическим представлениям, два аиста олицетворяют солнце. Также по некоторым мифам, в своей стране Арагил — крестьяне-земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлетом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу;
Артцив (Artciv)(арм. արծիվ)), Орёл - в эпосе «Давид Сасунский» выступает посланцем богов.
Акахах (Aqaghagh)(арм. աքաղաղ)), петух — вещая птицей, глашатай утреннего света. Считалось, что у него была очень важная функция - он должен был воскрешать людей от временной смерти — сна и отгонять от них духов болезней. В христианизированном мифе петух назначается игуменом монастыря св. Георгия, без его клича никакой караван, остановившийся в монастыре, не отправляется в путь.
Крунк (Krunk)(арм. կռունկ)), Журавль.
Тцитцернак (Tcicernak)(арм. ծիծեռնակ)), Ласточка.
Матах - жертвоприношение
Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви сейчас является матах - жертвоприношение; главный смысл его - пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным.
Естественно, что Матах существовал еще во времена Григория Просветителя Армении. После победы над гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе с Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне принес благодарственную жертву Богу, заколов множество животных и раздав их бедным. И так же понятно что обычай этот в Армении имеет дохристианские корни.
С древних времен в Армянской Церкви установился обычай в дни больших праздников, в связи с освящением церквей или хачкаров совершать жертвоприношения.
Жертвоприношение совершается по разным причинам:
- в благодарность Богу за избавление от несчастья или ниспослание благополучия
- как ходатайство за упокоение душ усопших
- во искупление грехов и ради спасения души.
Для жертвоприношения необходимо два компонента:
животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола.
Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена - этим также матах отличается от языческого жертвоприношения.
Мясо варится в воде, приправленной солью и только. Как раньше, так и сегодня многие клирики и богословы Сестер Церквей обвиняют Армянскую Церковь за матах, считая его остатком иудаизма, язычества и варварства.
Однако обычай армянского матаха является глубоко человеколюбивым, христианским обычаем, который дает возможность верующим выразить свою любовь к Богу, проявить милосердие, помогая бедным и т.д.
Истоки матаха идут от Авеля, Ноя, Авраама, Исаака и других праотцев. Сам Христос во время тайной вечери вкушал мясо пасхального агнца, который является матахом, завещанным пророком Моисеем.
Саргис и легенды о нем
На примере Саргиса одного из самых ярких персонажей дохристианской армянской мифологии можно легко просмотреть трансформацию мировоззрения народа с принятием христианства.
В христианской традиции полководец Саргис вместе со своим сыном Мартиросом и четырнадцатью воинами мученически погиб во имя христианской веры. Саргис (Сергий) родился в провинции Гамирк. Будучи полководцем при войске императора Константина Великого совершил множество ратных подвигов.
За мужество и отвагу император Константин Великий назначил Саргиса князем и спарапетом (стратилатом — главнокомандующим армянской армией) в граничащей с Арменией Каппадокии. Он был не только превосходным спарапетом, но и замечательным проповедником. С позволения и согласия императора в городах, находящихся под его господством, он разрушал капища, строил церкви, распространял христианство. Проповедуя Слово Божие, обратил немало своих воинов из язычества в христианство. Однако, когда императорскую власть получил Юлиан Отступник, то Саргис, как и многие воины, принявшие крещение, впал в немилость.
В Армении День св. Саргиса отмечается в конце января - первой половине февраля. Святой Саргис — один из самых почитаемых святых Армянской апостольской церкви и всего армянского народа также национальный герой армянского народного эпоса, которого считают покровителем молодых и влюбленных, а кроме того он считается "скоро поспевающим", то есть к нему обращаются в ситуациях, когда необходимо немедленное вмешательство. В ночь с пятницы на субботу, как раз в канун праздника, по народным приметам, часто поднимается метель, а на утро обычно снова ярко светит солнце.
Большинство связанных с ним сюжетов и мотивов имеют дохристианское происхождение. Саргис перенял функции древнего божества ветра и бури; он также - повелитель зооморфных духов тумана, хозяин волков (когда возникает угроза нападения волков, люди обращаются с молитвами к Саргиса).
По мифологическим представлениям, Саргис - красавец, вооружённый всадник, выступающий на быстроходном белом коне; поднимает ветер, бурю, метель. Душит тех, кто его не почитает, помогает взывающим к нему о помощи. Саргис питается мукой. По поверьям, в последнюю ночь посвящённого ему поста (в феврале) Саргис со своей возлюбленной посещает дома всех армян; для него выставляют на крышах или за дверями муку из жареной пшеницы (похиндз) или кашу, приготовленную из этой мукис луком (хашиль). Считается доброй приметой обнаружить на муке или каше след копыта коня Саргис .В эту же ночь Саргис навевает девушкам и юношам сны, в которых показывает им их суженых. Саргис всегда содействует влюбленным, которые обращаются к нему за помощью (поэтому Саргиса часто называют «осуществляющим заветную мечту»).
Амаяк Вачеян - ИАПС Антитопор