Для римских историков та Армения, которая возродилась из треснувшей Селевкидской империи, считалась "новейшей". Это была новая эпоха, в отличие от тех древних и плохо изведанных времён первых Ервандов, времён Ахеменидов.
Римской исторической традиции свойственно придавать каждому историческому событию либо как стремление к Неизбежному, либо как отход от него. Естественно, центром мироздания считался Рим во всей своей красоте, и в контексте того самого Неизбежного можно найти более простой антипод: либо событие способствует дружбе с Римом, либо наоборот.
Появление "новейшей" Армении римляне восприняли как правильное исторической событие. Из рушащегося каркаса Селевкидов- главных врагов Рима, тиранов и деспотов, появляется новое государство, царь которого в меру мудр, в меру благороден. Это был Арташес I- царь Великой Армении. Впрочем, авторы не забыли и другого царя- Зареха, царя Цопка.
Первым делом Арташес и Зарех установили дружбу с Римом, чем заполучили признание Армении Сенатом. А за этим подтверждение правильности новой Армении. "Ведь армянский народ и его мудрый царь хотели свободы, своих прав, которые им не давали в меру алчные обжоры Селевкиды, наши враги"- приблизительно в таком ключе рассматривалась Армения. Те категории, которыми мыслили римские философы, в данном случае делали прекрасное противопоставление "тирана Антиоха III" и "мудрого царя Артаксия".
Арташеса Страбон назвал "основателем армянского образа жизни". Он посвятил свою жизнь созданию целостной и единой структуры из новейшей Армении. Внешняя политика не была аспектом его деятельности и это устраивало Рим. Арташес был занят собиранием по кусочкам частей новой Армении и создания из него целостного национального государства.
Арташес установил контроль над всей территорией, где проживали армяне и носители армянского языка. Он разделил Армению на административные единицы, ввёл общеармянское право и таким образом способствовал окончательному единению армянского народа в одно целое.
К примеру, Армения Ервандидов была далека от этого, часть армянонаселённых областей не была под её контролем, государство руководствовалось устными традициями и разделялась регионально по родовому признаку. Все эти огрехи регрессирующего послеурартского общества были преодолены как раз могучей и мудрой рукой Арташеса.
Арташес был объявлен верховным законом всей Армении, однако он сохранил чрезмерно архаичный и древний институт, как ашхаражохов, с чьим мнением он должен был считаться. В противовес власти единоличного монарха, ашхаражохов был институтом родовой аристократии и крестьянской общины.
Арташес также учёл права Зареха на Цопк и не стремился подчинить его себе.
С начала правления Арташеса в Армении началась "городская революция". Заброшенные части урартской государственности вновь расцветали, развивалось ремесло, торговые отношения. По сути, Рим и Армения в один и тот же период переживали эпоху своего расцвета. Следуя новым, эллинистическим принципам, Арташес вводит городскую общину и города Армении становятся полуавтономными от царя.
Той Армении, ныне ставшей не новейшей, а древней, было дано стремительно и успешное начало. Как оказалось, свободное созидание армянского народа начинает "стеснять" себя рамками Великой Армении и итог тому виден в Армянской Империи Тиграна II.
Однако римляне не считали, что Армения дальше пошла по верному пути. Тигран II был тираном, а Артавазд II- предателем. Но почему же так резко изменилось отношение к Армении. Ответ прост: Армения не шла на сближение к Судьбе, потому что начала расширять своё влияние. И вся эта философия была сделана для подготовления почвы тогда, когда римскому обществу придётся объяснять, почему мы, римляне, захватили Великую Армению. "Да вот, видите ли, времена мудрых царей ушли, пришли деспоты и тираны, да сам свободный армянский народ стонет от них и будет рад, если мы их низложим"- по сути так оправдывали себя римляне.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор