Армяне называют гору Арарат также как Масис. Этот термин старше употребляемого термина Арарат. Изначально предполагалось, что это иранский термин, однако ныне эта теория не состоятельна.
Подобный термин впервые употреблялся в форме "Машу"("Масу") в вавилонских текстах для названия легендарной горы, мимо которой шёл эпический герой Гильгамеш в поисках спасшегося от Всемирного потопа Утнапиштима. В отличие от горы Низир, куда пристал ковчег спасшегося, Машу представляет из себя вселенскую гору.
В этой плоскости существует спор о том, где именно находится библейский Арарат- на Араратской долине или в Корчайке, там же, где и была гора Низир. В этом отношении Азат Масис в первую очередь вселенская гора, пристанище богов, чему свидетельство армянский эпос.
С другой стороны царский востан Армении назывался Айрарат и если термин Урарту изначально был узко названием юга Армянского нагорья и лишь позже всего региона, то Айрарат изначально употреблялся для названия царской провинции. Причём в урартские времена эта же область имела другое название и называлась Абилахини(Страбон называл гору Арарат просто "Аб", сохранив раннюю традицию). Следовательно, название области имеет чисто армянские истоки, нежели административно-урартские.
Первыми, кто поместил библейскую гору на Араратской долине, были святой Иероним и Егише. Однако полноценная традиция появилась с 12 века. Было ли это по причине доминирования христианской традиции помещать гору на юге, а Егише был одним из хранителей более ранней традиции? Возможно. Самый важный вопрос- а было ли у армян предание о потопе? По сути, должно быть, так как армяне относятся к тому же культурному пласту, откуда и сказания о потопе.
В этом отношении интересен миф об основании Армении. Хайк, придя с юга, первым делом обосновался на юге Армянского нагорья, предоставив его Кадмосу. В урартские времена эта область называлась Кадмухи. Интересно то, что здесь Хайк основал "Господское обиталище", что может быть и храмом, и жертвенником. В той же области, где воскурил жертвенник первый спасшийся от потопа. Там же, где предания помещают гору ковчега. Причём Хайк не строил подобного в самом сердце Армении, а только основал саму страну. Кроме того, сама логика расселения родственниками Хайка абсолютно всей Армении идентична заселению сыновьями Ноя всей земли.
Скорее всего здесь и заключено предание о потопе представленное правда в уникальном ключе. Ведь всё это даётся в контексте формирования армянского народа. С другой стороны, в мифах происхождение народа может часто равняться происхождению человечества и здесь можно искать общую эпическую традицию. В любом случае армянский эпос превращает традицию Всемирного потопа в историю становления армянского этноса.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор