Как известно, государство Хайаса-Ацци упоминается хеттами впервые в XV вв. до н.э. Правители государства были индоевропейцами, однако установить точно их происхождение пока что проблемно. В тоже время, пантеон богов страны имеет неиндоевропейские корни.
Верховного бога звали Угур. Таковым он упоминается также в хеттских клинописях. Такое же имя, в форме "u.gur" в некоторых клинописях носит месопотамский бог Нергал- владыка подземелья и бог войны. В аккадском языке имя Угура приравнивалось термину "намсару", что переводилось как "меч".
У хаттов был схожий бог, которого называли "Суликатте", то есть "царь Сули". Он сохранял похожие функции воинственного божества. Отцом же его был бог грозы Тару. Отразив это на армянский эпос, можно увидеть интересную деталь. Хоренаци описывал некого Слака, который прародил население Тарона. Увидев схожесть "Слак-Тарон" и "Суликатте-Тару" можно прийти к выводу об корнях эпоса в анатолийском материале. При этом "слак" на армянском также означало "копьё, стрела".
Что Угур, что Суликатте имеют в своём названии воинствующее начало и ассоциируются с оружием.
При этом верховный бог Хайасы сохранился в армянском эпосе, только в форме Турк Ангеха. Изначально считалось, что имя "Ангех" происходит от "ан-гех"- уродливый, как это и записало народное предание. Если же мы учтём изначально произношение, то увидим, что не "Angeh", а "Angeł", почему и в русском переводе его упоминают как "Турк Ангелеа".
Также назывался и город его обитания- Ангх, нынешний Эгил.
Отсюда видна схожесть имени Нергала и Ангеха. Мало того, армянский перевод Библии так и назвал Нергала, как Ангех.
Кроме того стоит вспомнить, что свои подвиги он совершал у побережья Чёрного моря, там, где и локализовывалась Хайаса.
Отсюда можно сделать вывод о месопотамских корнях хайасской мифологии, которая позже также стала частью армянской.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор