Сегодня Армения отмечает Вардавар - особый армянский праздник, известный ещё с древних времён. Исследователь восточных ритуалов Мохаммад Ареф считает, что армяне - это единственная нация, которая один раз в год собирается, чтобы обливать друг друга водой с утра до позднего вечера. Действительно, обряды поливания водой есть у многих народов, но только армяне сделали из этого огромное мероприятие, охватывающее целые улицы и площади.
Самое важное отличие Вардавара от других поливальных праздников мира в его консолидирующем факторе. Во многих общинах и диаспорах за пределами Армении, Вардавар является праздником, объединяющим армян и транслирующим культурные ценности через века. В некоторых местах традиция поливания не сохранилось и сам праздник превратился в обычное паломничество к местным армянским храмам.
Вардавар, как уже сказано, уходит в крайне древний период. Гипотетически, название праздника происходит от индоевропейского слова "вард", означающего "воду", которое могло быть в древнеармянском. Так как ныне употребляемое "джур" больше похоже на звукоподражание(вспомните русское "журчать"), а не на само название воды.
Праздник связывался с культом богини Анаит или Астхик. Со времен "вард" стали воспринимать с омонимичным "вард", означающего розу. Поэтому праздник связывается с любовью и соответствующими богинями.
Однако есть и другая версия. Дело в том, что главным фактором состоявшегося Вардавара является не само поливание водой, а то, что для этого требуется. А именно - доброта. Праздник состоится только тогда, когда все слои населения, участвующие в нём, не воспринимают со злобой и обидой взаимные поливания. Если кто-то обижается или ругается, то ритуал нарушается. Если сейчас это не так страшно, а даже иногда встречаемо и понимаемо, то в древние времена нарушение ритуала было катастрофичным. Поэтому все участники ритуала изначально должны были быть добры друг к другу и в этом и была главная суть праздника.
Этот сюжет связывают с культом бога Митры, в Армении - Михра. Бог Митра постепенно стал восприниматься как божество доброты, особенно в особом митраистском культе. Есть весомые предположения, что этот культ зародился в Армении, так как известно, что митраизм был наиболее популярен в римской армии. Одни из первых, кто заразился этим культом, были римские легионы, только что пришедшие из Армении. Кроме того, корни митраизма Плутарх искал в Киликии, современные исследователи часто обращаются к армянской Коммагене в поисках зарождения культа. Всё это локализовано на армянской родине
Возможно, что именно с Михром связан этот праздник, так как его ключевым фактором является проявление доброты. Что и было свойственно митраистскому культу, да и вообще национальной психологии армянского народа. Точнее, должно соответствовать, ведь именно эту суть Вардавара никогда не нужно забывать.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор