Происхождение мифологических и эпических героев скрыто в глубинах истории. Неудивительно, что тысячелетия могут изменить их "функции”, некоторые элементы их имен могут потерять свой первоначальный смысл и подвергнуться “народной этимологии”. Не избежал этой участи и один из героев армянской мифологии – Торк Ангех.
Согласно армянской мифологии, Торк Ангех – божество, правнук наапета Айка. Однако исследователи считают, что на самом деле культ Торк Ангеха сформировался в результате слияния более ранних богов – Ангеха и Тарку (варианты Тару, Тарху). Тарку-Тархунта был богом грозы, впоследствии считался ипостатсью хурритского Тешуба. Бог грозы имел также функции бога плодородия. Культ Тарку-Тархунты, возможно, был распространен и в приграничных с хеттскими областях Армянского нагорья, там, где позже сформируется культ Торк Ангеха.
Культ бога Ангеха был распространен в бассейне озера Ван, а впоследствии почитание Ангеха отразилось в названии области “Ангех тун”, которая была составной частью одной из 15 провинций Великой Армении – Цопка-Софены. Область Ангех-тун простиралась в горных районах, прилегающих к реке Зибене, одного из притоков Тигра, на южных склонах Армянского Тавра.
По всей видимости, область Ангех-Тун – это район, который располагается к северо-западу от современного турецкого Эргана, и к юго-востоку от озера Цовк. Ангех тун принадлежал нахарарам Ангхеан, и центром была крепость Ангех или Ангх.
В армянском переводе Библии именем Ангех заменено упоминаемое имя шумеро-аккадского бога подземного мира Нергала. По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что Торку были присущи черты божества подземного мира. Ангех (арм., "гриф"), видимо, связывался и с тотемическими представлениями армян.
Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как "безобразный" (от тгех, "некрасивый"), и Торк Ангеха стали связывать не с Ангехом, а с великаном Хайком, что и стало основанием для того описания Торка, которое мы встречаем у Мовсеса Xоренаци:
“Мужа с мрачным лицом и высокого роста, грубого сложения, со сплющенным носом и свирепым взглядом глубоко посаженных глаз, потомка внука Хайка Паскама по имени Торк, прозванного Ангелеа из-за крайне безобразного вида, могучего исполина, он назначает наместником западного края. По неприглядности лица он и род его наименовывает Ангелтун. …Пели, что он мог, хватая руками гранитные скалы, не имевшие трещин, разрывать их по желанию на большие или малые (глыбы), сглаживать ногтями, превращая в доски, и вырезать на них, своими же ногтями, орлов и тому подобное. А раз, встретив у берегов Понтийского моря вражеские суда, он бросается на них, и когда они удаляются в открытое море стадий на восемь, а он не успевает за ними, то он, говорят, хватает холмоподобные скалы и швыряет им вслед; от сильного, расступления вод тонет немалое число кораблей, а остальные отгоняются на много миль огромными волнами, поднявшимися вследствие расступления вод”.
Мовсес Хоренаци “История Армении” Книга II:8
Григор Аванесов
ИАПС Антитопор