Большинство армянских танцев - парные и коллективные. В редких случаях это не так, но это, в основном, танцы позднего средневековья, которые зародились в среде городской прослойки. Парность и коллективность танца обусловлена в целом коллективизмом армянского народа.
Из-за чётких и круговых движений, сочетающихся с движением рук, армянские танцы иногда в шутку называют "helicopter dance" - "вертолётные танцы". Круговые танцы посвящены культу Солнца или древним ритуалам. В последнем случае, по центру танцевального круга был определённый объект поклонения.
В танцах есть отдельные правила. Самое важное - не двигать бёдрами, это запрещено. Потому что танец вертикальный(большинство движений сверху-вниз), а значит связан с поклонением высшим силам. Движение бёдрами опошливает танец.
Одним из древнейших танцев мира является "Кочари", уходящий в первобытный период. Движение танца имитируют движения тотемных животных. Некоторую схожесть с армянскими танцами проявляют танцы Элама. Судя по сохранившимся изображениям, они также были коллективными.
Техника армянских танцев была воспринята соседними народами: езидами, ассирийцами, курдами, понтийскими греками, сирийцами. Есть и те, кто не только воспринял, но ещё и присваивает эти танцы себе, но вы их хорошо знаете.
По словам Гагика Гиносяна, армянский танец должен быть живым. В нём не должны быть застывшие от улыбки лица, всё должно быть естественно и натурально. Танец является не только искусством, но и единственным, в котором участие принимает и душа, и тело. Парность армянских танцев придаёт этому искусству чувство сплочённости и единства. Именно поэтому в 2005 году армяне со всего света собрались на самый большой танец в мире, опоясавший Арагац. И хоть КРГ не зарегистрировала это достижение(руки у танцующих временно оборвались в двух местах), но всё же очевидно, что подобный опыт ещё никто не повторил.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор