Армянская архитектура и Готланд: связи армянской и европейской архитектуры
Готланд - небольшой остров Балтийского моря, принадлежащий исторически Швеции. Архитектура церквей готландцев, находящаяся в тесном контакте с европейской и не только мыслью, позволяет взглянуть на историю архитектуры Европы и вновь поднят вопрос об армяно-готических и армяно-романских культурных связях.
Вообще, о связях армянской и готической архитектуры впервые заговорил Йозеф Стржиговски, отметивший схожесть Анийского кафедрального собора и католических храмов. Следовал он здесь аналогичным исследованиям Тораманяна и выдвинул даже более глубокую теорию о том, что армянская архитектуру вдохновила и романскую. Также эту идею поддержал французский архитектор Чарльз Тексье. Но оставим этот сложный вопрос на потом.
В любом случае, по поводу архитектора собора Тиридата он сказал, что "путь к готике нашел он". Но теперь обратимся к церквям Готланда, которые с конца X века стали возводиться не из дерева, а из камня, в стиле романской архитектуры. Это были ранние и простые приходские церкви, среди которых есть и богатые образцы. Крупнейший исследователь острова Торе Ганнхольм, считавший образцы Готланда уникальными, видел в местной традиции схожести с армянской и византийской архитектурой.
В частности, церковь Святого Ларса в Висби, церковь Святого Олафа в Зигтуне(её реконструкция изображена внизу), а также церковь Хамра, по его словам, наиболее схожи с церковью Святого Григора в Двине, Талинской церковью и кафедральным собором в Кутаиси(грузинская архитектура - прямое продолжение армянской). В целом, и самому можно отметить схожести в стиле этих церквей с армянскими.
Схожесть отмечается и в церкви Хейнума, возведённой в XII веке. Кроме фресок и вообще декораций, близких по стилю к византийским, особо отмечалась форма храмовых окон. Подобная форма окон, расширяющихся вовнутрь, является правилом в армянской церковной традиции. Вниманию можно удостоить и рунический камень в Хогране, в верхней части которого изображён крест, а в нижней части - поднимающиеся пальметты, в какой-то степени отдалённо напоминая армянский хачкар, с центральным крестом и вегетативными орнаментами внизу.
Подобного рода крест-камни встречаются не только тут, но и у кельтов с басками, но в разных вариациях и их нельзя считать потомками хачкара, ввиду разного назначения орнаментов. Однако сходства присутствуют. В целом, это показывает, насколько армянская архитектура могла оказывать влияние на развитие архитектурной мысли вообще.
Как писал Джонни Рузваль, архитектура Готланда подвергнута уникальным влияниям "западноазиатского, византийского, ирландского и итальянского искусства". Под "западноазиатским" стилем скрывался стиль азиатской части Византии и Армении, как мы уже выяснили. Готланд в этом плане оказался уникальным островом с интересной историей.
Пути же появления армянской архитектурного стиля в Европе до сих пор не так просто установить. Стржиговски предполагал, что романская архитектура развилась с примера церкви св. Рипсимэ. Сама идея купольной архитектуры могла зародиться на основе зороастрийских и сиро-месопотамских храмов. Однако стиль армянской церковной архитектуре схож и с некоторыми храмами урартского периода. Но стоит отметить, что урартская культура была также под влиянием ассиро-аккадской.
Отойдя уж от темы конкретно Готланда, можно отметить, что и сама готика могла прийти в Европу посредством контактов с Киликийской Арменией, начавшихся как-раз в момент зарождения готического стиля. Тоже самое касается и зубчатой архитектуры крепостей и стен, которая также присутствовала в Киликии и также стала повсеместной в Европе.
Готланд является одним из примеров, насколько далеко заходит влияние армянской архитектурной мысли. Вдохновляя многие европейские стили, она сама коренилась глубоко в истории, имея тесные контакты с сиро-месопотамским наследием. Полное происхождение и влияние армянского стиля ещё предстоит детально изучить.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
Готланд - небольшой остров Балтийского моря, принадлежащий исторически Швеции. Архитектура церквей готландцев, находящаяся в тесном контакте с европейской и не только мыслью, позволяет взглянуть на историю архитектуры Европы и вновь поднят вопрос об армяно-готических и армяно-романских культурных связях.
Вообще, о связях армянской и готической архитектуры впервые заговорил Йозеф Стржиговски, отметивший схожесть Анийского кафедрального собора и католических храмов. Следовал он здесь аналогичным исследованиям Тораманяна и выдвинул даже более глубокую теорию о том, что армянская архитектуру вдохновила и романскую. Также эту идею поддержал французский архитектор Чарльз Тексье. Но оставим этот сложный вопрос на потом.
В любом случае, по поводу архитектора собора Тиридата он сказал, что "путь к готике нашел он". Но теперь обратимся к церквям Готланда, которые с конца X века стали возводиться не из дерева, а из камня, в стиле романской архитектуры. Это были ранние и простые приходские церкви, среди которых есть и богатые образцы. Крупнейший исследователь острова Торе Ганнхольм, считавший образцы Готланда уникальными, видел в местной традиции схожести с армянской и византийской архитектурой.
В частности, церковь Святого Ларса в Висби, церковь Святого Олафа в Зигтуне(её реконструкция изображена внизу), а также церковь Хамра, по его словам, наиболее схожи с церковью Святого Григора в Двине, Талинской церковью и кафедральным собором в Кутаиси(грузинская архитектура - прямое продолжение армянской). В целом, и самому можно отметить схожести в стиле этих церквей с армянскими.
Схожесть отмечается и в церкви Хейнума, возведённой в XII веке. Кроме фресок и вообще декораций, близких по стилю к византийским, особо отмечалась форма храмовых окон. Подобная форма окон, расширяющихся вовнутрь, является правилом в армянской церковной традиции. Вниманию можно удостоить и рунический камень в Хогране, в верхней части которого изображён крест, а в нижней части - поднимающиеся пальметты, в какой-то степени отдалённо напоминая армянский хачкар, с центральным крестом и вегетативными орнаментами внизу.
Подобного рода крест-камни встречаются не только тут, но и у кельтов с басками, но в разных вариациях и их нельзя считать потомками хачкара, ввиду разного назначения орнаментов. Однако сходства присутствуют. В целом, это показывает, насколько армянская архитектура могла оказывать влияние на развитие архитектурной мысли вообще.
Как писал Джонни Рузваль, архитектура Готланда подвергнута уникальным влияниям "западноазиатского, византийского, ирландского и итальянского искусства". Под "западноазиатским" стилем скрывался стиль азиатской части Византии и Армении, как мы уже выяснили. Готланд в этом плане оказался уникальным островом с интересной историей.
Пути же появления армянской архитектурного стиля в Европе до сих пор не так просто установить. Стржиговски предполагал, что романская архитектура развилась с примера церкви св. Рипсимэ. Сама идея купольной архитектуры могла зародиться на основе зороастрийских и сиро-месопотамских храмов. Однако стиль армянской церковной архитектуре схож и с некоторыми храмами урартского периода. Но стоит отметить, что урартская культура была также под влиянием ассиро-аккадской.
Отойдя уж от темы конкретно Готланда, можно отметить, что и сама готика могла прийти в Европу посредством контактов с Киликийской Арменией, начавшихся как-раз в момент зарождения готического стиля. Тоже самое касается и зубчатой архитектуры крепостей и стен, которая также присутствовала в Киликии и также стала повсеместной в Европе.
Готланд является одним из примеров, насколько далеко заходит влияние армянской архитектурной мысли. Вдохновляя многие европейские стили, она сама коренилась глубоко в истории, имея тесные контакты с сиро-месопотамским наследием. Полное происхождение и влияние армянского стиля ещё предстоит детально изучить.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор