Полемика по поводу активного участия армян во Второй Мировой Войне существует уже достаточно давно. Особенно упирается спор на крайне большое количество жертв среди армянского народа, который он понёс в борьбе с Германией, что это перевесило в процентном соотношении от общего числа армян в СССР жертвы всех остальных народов государства. Стоило ли отдавать жизнь за казалось бы войну, в которой армяне не являлись главным участником, да и проходившей вроде бы под лозунгами, не касавшимися Арменией? Так вот если объективно:
Не будем уходить в долгие дискуссии, ныне поднятые на поверхность падением советской цензуры о том, что никакой неожиданной война для советской элиты на самом деле не была; о том, что Сталин сам был далёк от идеала и пожалуй единственное, что отличало его в антигуманных методах от других диктаторов эпохи- это то, что ему не нужно было упражняться в харизме и ораторском искусстве(что он и не умел); о том, насколько ужасно было состояние армии и насколько много жертв было понесено по банальной безалаберности штаба и его нежелании принимать солдата не за кусок мяса, а за реального человека и т.д. Оставим это науке. Для обычного солдата это война была уж точно справедливой за невидимой ему ширмой политических интриг и двуличия. Как и для армянского солдата, причём не только в СССР.
Обращаясь к реальности, стоить отметить, что ещё 18 июня 1941 года Третий Рейх подписал пакт о дружбе и ненападении с никем иным, как с Турцией. По этому же договору нацисты получали беспрепятственный доступ к Чёрному морю, которое турки уже в своих имперских и людоедских фантазиях(последние были задолго до того, как вроде бы главный людоед планеты Гитлер стал политиком) желали поделить с Германией.
Тем временем на границе с Армянской ССР была подготовительная к войне ситуация: из всех 48 пехотных дивизий турки разместили у границ 26, то есть больше половины всего состава. Как выявил советский разведштаб, активно строились военные дороги из Карина(Эрзерум) и Егегника(Сарикамыш) в сторону границ СССР. Три направления заметны, судя по дислокации войск: одна часть должна была атаковать Гюмри, вторая- Ереван, третья- прорваться к Ахалкалаки и Ахалцихе. В целом, пусть наступления повторял турецкое вторжение в Восточную Армению в 1918 году. Третий путь на Джавахк имел цель ещё тогда для прорыва к тюрконаселённым регионам Марнеули и Борчали, чтобы оттуда соединиться с Азербайджаном. Очевидно, что турки желали повторить план.
На этом фоне вопрос об участии армян, пожалуй, отпадает, которые победы на общем фронте отождествили с собственными по простой гражданской логике. Турки отказались от своей идеи в том месте истории, когда из Сталинграда донеслись вести о провале нацистского плана по оккупации города. С этого момента турки отошли от границы, которую параллельно заметно укрепили армянские советские части.
Отойдя от философских рассуждений о справедливости борьбы с нацизмом, на прагматичном уровне очевидно, почему армяне участвовали в этой войне и почему это было если не правильно, так оправдано уж точно. Не только в СССР, но и в остальном мире, армяне видели в Германии ту же страну, которая в своё время спокойно попустительствовала Геноциду армян, а судя по сведениям Генри Моргентау, и вовсе предлагала свои идеи туркам(например, идею депортации армян в Сирию туркам предложили как раз немцы). Ну и конечно ничего не могло быть более справедливым, нежели месть, на идее которой потом выстроилась советская пропаганда армянам.
Увы, но война не оставила далеко идущих следов торжества справедливости, если рассмотреть войну, как битву добра и зла. Через чуть меньше 50 лет народам СССР придётся узнать краткосрочность и несостоятельность советской системы, рассыпавшейся при первом порыве перемен и простой модернизации человечества, как и армяне так и не получили Западной Армении, о которой говорил Сталин в послевоенный период. И пришлось познать в 90-е очень простую истину, что армянские земли могут быть возвращены армянам только самими армянами, как и доверить оборону родину можно только самому себе. Ну это уже другая история, в которой участие армян оспариваться не может по определению.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор