На первый взгляд кажется, что религиозный конфликт между Арменией и Ираном вспыхнул уже после принятия Арменией христианской религии. Но на самом деле религиозные споры, хоть и более мирные, были ещё до 301 г.
Как известно, армянская вера и религия Парфии, а позже Ирана очень схожи. Совпадают ряд богов, схожи обряды и архитектура храмов. Ранее мнение "паниранистких" исследователей предполагало это, как результат влияния персов на армян. На самом деле это было общее армяно-арийское мифологическое наследие.
Однако стоит отметить одно "но". Иран прошёл через реформы Спитама Заратустры. Эти реформы носили комплексный характер, направленные на изменение отношений верховного божества с людьми, отношения между добром и злом и т.д. Известно, что Урарту немало повлияло на зороастрийскую религию. Следы огнепоклонников времён Урарту были недавно обнаружены. Также известно, что урартское символическое изображение бога Шивини стало прообразом фаравахара- зороастрийского символа. Есть доводы о том, что религия армян и ариев было крайне тесной до реформ Спитама и что сам Заратустра имел хорошее представление об Урарту и Армении. В частности, священная река Фраздани, упоминаемая в Авесте, имеет сходство только с одним реальным топонимом- рекой Храздан в Армении. Собственно, большинство источников считает его выходцем из Атрпатакана.
В любом случае, Армения стать частью этих реформ не могла, так к тому времени испытывала коллапс урартская государственность, что привело к регрессу армянского общества вплоть до III вв. до н.э. Персы же испытывали в данном случае обратный процесс.
В итоге оказалось, что армянские храмы, в отличие от зороастрийских, имели статуи царей и богов. Это то, с чем и боролся Заратустра, придавая религии более вселенский статус. А борьба со статуями царя была борьбой с военно-династическим классом.
В связи с этим храмы Ирана имели при себе только священный огонь. Тут и сохранились сведения о том, что армянские моги пренебрежительно называли иранские храмы "храмами золы", указывая на отсутствия в них богатого убранства. Скорее всего, подобные насмешки были и в среде самих зороастрийцев, смотревших на нереформированную армянскую религию. В то же время, это никак не мешало общению Армении и Ирана(в определённый период- Парфии), так как скорее всего эти процессы были понятны обоим сторонам.
Стоит отметить, что и главный антагонизм к Армении изначально появился не из-за принятия христианства, а из-за династии Аршакуни, отражавшей для Сасанидского Ирана былую парфянскую власть.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор