Добрый день, друзья! Сегодня суббота, а значит, наступило время рубрики АНТИТОПОР (ИАПС) #Шаббат_havat. Сегодня наша тема – армяне-протестанты.
Вашему вниманию представлена статья эксперта Арменоведческого центра НОФ «Нораванк» Тиграна Ганаланяна.
Распространение протестантского движения в Армении происходило постепенно, но в 19-ом веке приобрело массовый характер, в результате чего протестанты зафиксировали значительные успехи. Среди армян наибольшее распространение из протестантских учений получил евангелизм.
Миссионерская деятельность находила у западного армянства благодатную почву, что было обусловлено тяжелыми правовой, политической и экономической ситуациями.
Если армян-католиков называют «франками», то протестантов называют «ынглыз».
Если распространение католицизма среди армян было обусловлено фактором Рима, то проникновение протестантства происходило главным образом посредством англо-американских миссионеров. Верообращение сопровождалось насаждением западных англоязычных цивилизационных ценностей, что могло быть достаточным основанием для того, чтобы называть протестантов «ынглызами».
Армянская Евангелистская церковь Святого Иоанна, Стамбул
Со второй половины 19-го века Армянское евангелическое движение распространилось в Западной Армении, Киликии и других армянонаселенных районах Османской империи.
1 июля 1846г. армянские евангелисты были признаны отдельным «миллиетом» (нацией). В 1860-х гг. в различных районах Турции армянские евангелические церкви организовали Бутанийский, Восточно-киликийский, Центральный союзы.
Среди восточных армян евангелические идеи начали распространяться в конце 18 – начале 19 вв. посредством первых отдельных протестантов и небольших групп. Распространению евангеличества способствовали эти разрозненные небольшие общины и отдельные личности, примыкающие в Восточной Армении и ряде районов Грузии к протестантству и баптизму, а также швейцарские, германские и шведские проповедники-протестанты, утвердившиеся на Кавказе в 20-ых годов 19-го века.
Евангелические церкви Восточной Армении являются отдельными и самостоятельными единицами. Одной из причин этого нужно считать политическое разделение Армении, в результате которого западные и восточные армяне прошли особый путь исторического развития.
Несмотря на множество заявлений, до 1914 г. Российская империя официально не признавала отдельной религиозной общиной евангелистов Восточной Армении (в Российской империи официально действовала только Лютеранская церковь). Лютеранская официальная церковь делала попытки подчинить себе армян-евангелистов Кавказа. В 1820-1890-х годах центром армянского евангеличества в Закавказье были Шемаха и Карабах. В Закавказье хорошую репутацию имели армянские евангелические школы и гимназии Шуши, Шемахи и Тифлиса.
Во второй половине 19-го века армянские евангелические общины уже были в Ереване, Вагаршапате, Александрополе, Карсе, Тифлисе, Баку, Батуми, Сухуми. В 1914 г. был создан Араратский союз армян-евангелистов, который в том же году был официально признан российским правительством. Союз, центр которого находился в Ереване, действовал до 1928 г. Его председателем был преподобный Ваан Микаелян. В 1923 г. правительство Советской Армении официально признало Араратский союз армян-евангелистов и зарегистрировало его устав. В 1918-1930 гг. в Армении было около 2500-3000 евангелистов, а во всем Закавказье – около 3500-4000. Почти все общины имели церкви или молитвенные дома, воскресные школы, рукоположенных пастырей. Армянская Евангелическая церковь не имеет своего духовенства (католикоса, епископов, архимандритов, епархий). Важную часть евангелических церквей составляют воскресные школы, молодежные христианские организации, женские и культурные союзы, группы общей молитвы.
С 1991г. в Армении начал действовать ереванский офис Армянской евангелической ассоциации Америки. 1 июля 1994г. Армянская Евангелическая церковь получила право на официальную деятельность в РА. В Армении есть 50 армянских евангелических церквей и
молитвенных домов. Приблизительное число адептов Армянской Евангелической церкви – 25-30 тыс., а всех церквей евангелической направленности в Армении – 100 тыс. человек.
Отметим, что Армянская Евангелическая церковь считала и считает Армянскую Апостольскую церковь Главной церковью, признает святых отцов Армянской церкви, во время церковных ритуалов использует средневековые армянские шараканы, вместе со священнослужителями Армянской Апостольской церкви совершает церковные обряды.
Армянская Евангелическая церковь входит во Всемирный церковный совет, сотрудничает с американской, европейской, ближневосточной протестантской церквями.
Сегодня проблемы армян-протестантов имеют большое значение в процессах самоорганизации Армянства. Сохранение армянских национальных ценностей и укрепление национального самосознания у армян-протестантов актуальны в деле единой общественно-политической консолидации Армянства.
В результате положительного, перманентного развития отношений армян-протестантов и ААЦ можно обеспечить наиболее доброжелательное взаимовосприятие и сотрудничество армянских представителей двух христианских учений.
Вопросы армян-протестантов важны также в контексте вопроса сохранения национальной идентичности армянской диаспоры. Армяне-протестанты должны сохранить свой национальный облик, не отчуждаться от своих соотечественников – адептов Апостольской церкви. В этом вопросе важны подходы двух сторон, которые должны быть основаны на национальном единстве, толерантности, подчеркивании общих ценностей, развертывании совместной жизнедеятельности.
На фотографии Армянская Евангелистская церковь Святого Иоанна, Стамбул