События 1988 года не просто свалились с неба, но были результатом очень долго процесса, протекавшего в армянской среде с самого начала зарождения СССР.
В самом своём начале становления большевики стремились полностью избавиться от национальных и религиозных границ между народами СССР, что было во многом чрезмерной утопией. Особенно армянская среда не могла быть полностью поглощенной советскими идеями(и заменить ими собственные) ввиду сильного механизма самосохранения в инородной среде, чему примерами является сама история.
В то же время среда может влиять на самих армян негативно, как например Османская империя медленно, но упорно пыталась трансформировать армян в нацию подчинённых рабов-кафиров, чему конечно последовало сопротивление.
Подобным образом большевики стремились подчинить своей идеологии и ценностям народы СССР, лепя из людей нужные им конструкции через изначально физическое и психологическое давление. Естественно, подобная политика не могла давать плоды, когда срубают деревья. Поэтому от активного давления и просвещения большевики перешли к активному просвещению и к намного меньшему давлению уже в период оттепели.
И здесь с СССР произошло то, что называется самоубийством.
Обычный гражданин СССР жил в гипер-политизированной реальности. Он с детства был вовлечён в активно пропагандируемые политические ценности и идеи, которые транслировали по ТВ, газетам, радио чрезмерно часто. От детских стихов о Ленине до различного рода страт, вроде "пионерство", "комсомольство" и т.д. Съезды, партсобрания, делегации и прочее порождали в СССР что-то вроде "советской имитационной демократии".
В чём было самоубийство? В том, что советский гражданин становился хоть и узко, но слишком сведущ в политических реалиях. Но одно дело, когда о них известно только через труды Ленина, другое- когда есть плюрализм.
Советская номенклатура слишком атрофировалась и "объелась" к 80-ым, что забыла о том, кого воспитала в итоге. Достаточно было открыть Горбачёвым множественность мнений и гласность, как очаги протестов загорелись по всем республикам. Пассионарной молодёжи, которую обучили активной полит. работе, было достаточно узнать о других мнениях и идеях, чтобы неожиданно породить "бунтарство" и истинный наплыв демократии. Показательно, что первее всех бунтарями стали армяне.
В условиях когда консолидация нации была чрезмерна высока и национальные идеи не были принижены полностью(ввиду внутренного сопротивления), а только подчинились советской идеологии, армяне уже 1960-х годах обладали одной из самых пассионарных и образованных молодёжей СССР, а то и самой. Это было сочетание национальных ценностей, порождающих априори честолюбие, бескомпромиссность и мудрость(что в армянах ненавидят их же враги) вкупе с советским воспитанием, учившим активному гражданскому долгу.
Карабахское Движение было идеальным, так как в армянской плоскости оно было возрождением национального духа, которого у армян пытались отнять ещё турки, в советской же плоскости- истинный гражданский долг. Февраль 1988 собрал в Ереван почти 1 млн. из всей республики в пик протестов.
Здесь СССР самоликвидировался. Есть немало иных причин падения империи, однако внутренний фактор всегда самый важный. Именно Арцах первым выявил порочность советской системы, неспособной к реакции на такой мощный всплеск армянской идентичности. И вообще неспособной даже побороть то, что само декларировало.
За Арменией последовала Грузия, а далее Прибалтика и остальная часть советской империи. Известно, что ряд прибалтийских лидеров протестов бывали в Ереване и следили за процессами.
Если Движение выявило недееспособность и неадекватность всех советских инстанций, от Верховного Совета до Политбюро в решении вопроса, то попытка азербайджанцами подавить протест развалило как миф о "дружбе народов", так и за ним ту же советскую концепцию.
Карабахское Движение было чем-то вроде Октябрьской революции, только наоборот. Уже от февраля 1988 года можно начинать отсчёт существованию СССР и его идеям.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор