Со времён Арташеса I царь становится полноправным сувереном Армении. Он был сам по себе Законом. Свергать царя было "невозможным" актом.
Европейская мысль объясняла это таким политическим мифом: любой народ до избрания царя был сам себе сувереном, но поняв неспособность управлять собой без царя, народ выбирает лицо, которому отдаёт суверенитет. Этим лишается права на восстание, так как народ перестаёт быть лицом, отдавая суверенитет.
Несмотря на то, что данная концепция испольуется для оправдания монархии, сама идея имеет глубокие корни.
На этой концепции строится ашхарожохов. Проводимый в день древнего Нового Года, он как бы врзвращал армян в начало истории, когда народ был сувереном и законом, чем и обусловлено существование данного института. Но Новый Год- это не только начало, но и конец. И таким образом ашхарожохов закреплял власть царя, так как само существование собрания подразумевало, что царь согласен с тем, что он лишил народ суверенитета, но при этом народ соглашается с царской властью над собой, ведь именно благодаря царю армяне могут собираться на ашхарожохов.
Подобный феномен был присущ только Армении. Естесственно, эта традиция имеет в себе архаичные черты. В этом отношении Солнце не зря является одним из главных символов армян, так как Солнце отождествляется с циклами восхода и заката, а отсюда- начала и конца.
Ашхарожохов настолько укоренён в сознании, что проявляется до нынешних дней.
Народное собрание смывало различия между людьми по всем признакам, кроме того, одновременно утверждало власть народа и власть нынешнего царя.
Подобное спонтанно случилось во время Карабахского Движения. По заявлениям агентов власти, пущенных на протесты, между армянами Еревана в дни февраля 1988 размылись все социальные границы.
Кроме того, Движение утверждало как власть народа в виде советской гласности, так и отсюда власть партии. Одним из популярных лозунгов ранних этапов Движения была фраза "Вся власть Советам", что возвращало к началу, то есть к Октябрьской революции, и наоборот, к концу, к перестройке. Этим армяне абсолютно спонтанно сформировали "советский ашхарожохов", который, как очевидно, был актом коллективного сознания.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор