
Арцах наряду с Сюником - единственные сохранившиеся на данный момент названия ашхаров Великой Армении. Показательно, что обе области горные, обе выступали в роли осаждённых крепостей и форпостов армян в тяжелые периоды истории. Стоит отметить, что в некоторых древних источниках Арцах упоминается как Малый Сюник.
"Неприступный гавар" - это эпитет Арцаха. Горная местность и непокорный нрав местного армянского населения был известен ещё в древние времена. Завоеватели часто обходили регион из-за этих двух факторов, что позволяло ему оставаться безопасным местом. Так например, когда на Агванк напали хазиры, то городской совет Барды (Партава), мягко говоря, струсил. Многие жители города покинули его и под покровом ночи отправились в Арцах, так как туда набеги не совершаются. Мовсес Каганкатваци дорогу в Арцах сравнил с "разверзнутым Чёрным (Красным) морем".
Арцах сохранял статус неприступной крепости долгий период. Последние осколки армянского государства были здесь в виде княжеств Хамса.
Последующая политическая мысль армян считала Арцах тем, с чего возродится независимость Армении.
В 1918-1920 гг. область была объявлена независимой и осуществляла работу путём съездов. Достаточно уникальный политический феномен, при котором съезды были государствообразующим институтом.
Современная Армения обязана своему существованию арцахскому фактору. Если Арцах - это Великой Армении, то Третья Республика - это Арцах, так как независимость Армении была провозглашена не столь в форме возрождения Первой Республики, сколько в форме защиты Арцаха.
На данный момент "неприступный гавар" не даёт возможности продвигаться интересам турко-азербайджанского альянса, автоматически обезопасив Грузию, Кавказ и Россию от турецкой мягкой силы.
Если в начале XX века таким образом Восточная Армения спасла раздробленную гражданской войной Россию от турецкой жёсткой силы, то сейчас фронт сместился в сторону Арцаха.
В более ранние периоды Арцах не позволял совершать набеги прямо со стороны Куро-Аракской равнины и часто вынуждал обходить и Арцах, и Утик (Мравский хребет аналогично трудно преодолим) и уже через Гугарк пытаться совершать нападения. Арцах не был так навеян легендами, а местные армяне не обладали такой буйностью, как Тарон и его жители соответственно. Однако, Тарон пал и погиб, в то время как Арцах остаётся "непокорным" центром и поддерживает своим существованием психологическое здоровье армянской нации.
Следовательно, поддерживающим фактором существования нынешней Армении является целостность и благополучие горного Арцаха.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор