Армянская Апостольская Церковь в своём историческом развитии обладает рядом особых черт, которые выделяют её на фоне как православных, так и католиков. Из-за этого раньше часто бывали богословские споры и конфликты, а также недоразумения. Дело в том, что у армянского христианства есть черты как и православного, так и католического христианства.
Например, для причастия армяне используют пресный хлеб, а не квасной, как православные. "Закваска" православными считалась так называемой "человеческой частью" Христа и то, что армяне её не используют якобы доказывало, что они - монофизиты, признающие только божественную часть. Однако пресным хлебом причащаются и католики, что как бы лишает данную теорию смысла.
С католиками есть немало и других связей. С V века армянская церковь использует орган, как церковный музыкальный инструмент, а с XVIII века в ряде армянских церквей, особенно диаспоры, появляются скамьи по католическому типу. Само григорианское пение католиков тесно связано с армянскими духовными песнопениями. Есть предположения об их общем происхождении.
Про развитие готической архитектуры говорить много не стоит. На этот счёт есть большая литература, начиная с первых исследователей данного вопроса, таких как Йозеф Стржиговски. По ряду исследований было обнаружено, что готическая архитектура имеет массу параллелей с армянской архитектурой, что наводило на мысль об общем генезисе. Именно этим и можно объяснить наличие тесных армяно-католических связей.
Однако в остальном плане армяне отличны от католиков и значительно. Но и от православных в том числе.
В Армении нет почитания икон, какой он есть в православии. Нету также и строжайшего канона их написания. Но есть при этом почитание креста. Оно может уходить в глубины веков, так как изображения креста в Армении зафиксированы ещё на доисторических петроглифах. Эндемики армянской культуры - хачкары, могли также развиться из стел или вишапакаров. Сам крест изображается на хачкарах в форме Древа Жизни, что тоже достаточно архаичный сюжет.
Есть и особенности обрядов и устройства церкви. Причащаются в Армении вином, неразбавленным водой. Это тоже пытались трактовать оппоненты, как признак монофизитства. Однако армянские церковники объясняли это достаточно просто: вода символизирует в таинстве новое рождение через крещение в реке Иордан, но так как в таинстве крещения человек уже был окунут в воду в символ этого, то нет смысла повторять этот процесс. Также армянская церковь не считает схождение Благодатного огня процессом божественного характера. Она настаивает на том, что это искусственный процесс зажигания, за что получают жёсткую критику.
Также в Армянской Церкви нету почти что женских монастырей. Их всех, кроме монастыря Рипсимэ, отменил царь Пап Аршакуни, заявив, что женщины должны проводить время дома с семьёй, а не в монастырях. Но самым важным аспектом армянского христианства является матах, который проистекает из фактически раннехристианской традиции.
Армянская Апостольская Церковь в своём историческом развитии стала обладать рядом уникальных черт, которые поставили её в особое положение. Имея черты католиков и черты православных, она, однако, в большей степени обрела собственные особенности в виду тяжёлого исторического развития, обособленности от других церквей и изоляции. В результате, Армянская Церковь также и национализировалась, а ещё обрела собственное церковное право, которое представляет из себя отдельное наследие армянской правовой мысли.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор