Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви является матах - жертвоприношение; главный смысл его - пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным.
Матах существовал еще во времена Григория Просветителя Армении. После победы над гуннами царь Трдат со всем своим окружением во главе с Григорием Просветителем в церкви св. Иоанна Предтечи в Тароне принес благодарственную жертву Богу, заколов множество животных и раздав их бедным.
Жертвоприношение может совершаться по разным причинам:
- в благодарность Богу за избавление от несчастья или ниспослание благополучия
- как ходатайство за упокоение душ усопших
- во искупление грехов и ради спасения души.
Для жертвоприношения необходимо два компонента:
животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола.
Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена - этим также матах отличается от языческого жертвоприношения. Мясо варится в воде, приправленной солью и только.
С древних времён в Армянской Апостольской Церкви установился обычай в дни больших праздников в связи с освящением церквей или хачкаров совершать матах. Это связано с тем, что Армянская Апостольская Церковь сохраняет наиболее древние традиции и обычаи, восходящие, порой, к Ветхозаветным временам. Однако они наполняются совершенно иным, подлинно христианским содержанием. К таким традициям относится и матах. Исходя из внешних, не отвечающих подлинному содержанию данного события действий, слово «матах» переводится совершенно неправильно как «жертвоприношение». Матах – это двусоставное слово «матуцанел ах» – «подносить соль». Такой перевод отвечает подлинному смыслу события, называемого матах.
Главное в этом событии – освящение соли, которой потом кормят избранное животное (голубя, петуха, овна, быка). Избранное животное должно быть особью мужского пола и не иметь изъянов; если для матаха избран голубь, то его кормят освящённой солью и выпускают в небо. Мясо петуха раздают в три дома, овна в – семь домов, а быка – в сорок. Можно раздавать как сырое, так и приготовленное мясо. И раздавать мясо желательно незнакомым, посторонним людям. Съесть мясо нужно в этот же день, и варить его следует в воде, приправленной освящённой солью и только, избегая других приправ. Вода в котле должна быть на два пальца выше мяса.
Трапеза называется «трапезой любви» или греческим словом Агапе (духовная любовь) и отличается скромностью. Кроме мяса к столу подаются хлеб, та же освящённая соль, зелень, брынза и красное вино. Беседа за столом носит духовный характер в преломлении к событию, которому приурочен матах. Это может быть благодарение Богу за избавление от несчастья или ниспослания благополучия, ходатайство перед Создателем за упокоение душ усопших, во искупление грехов и ради спасения души, как моление за здравие. Перед началом трапезы пища освящается, а в отсутствие священника участники сами читают Айр мер (Отче наш) и молитву перед началом трапезы. По окончании застолья все встают и опять читают Айр мер и молитву по завершении трапезы.
Следует помнить, что мясо жертвенного животного не может употребляться и как матах, и как в качестве пиршеского угощения.
Такие обычаи, как вождение животного перед закланием вокруг церкви, нанесение на лоб человеку, ради которого совершается матах, изображения креста кровью закланного животного или нанесение крестов на стенах церкви – является язычеством, и церковь выступает категорически против таких действий. Матах могут делать только крещёные и только ради крещёных. Матах не делают в постные дни: среду, пятницу и в другие посты. К матаху нужно готовиться: выучить молитвы Айр мер, молитву перед и после трапезы, примириться со всеми, с кем были нарушены братские отношения и очень хорошо, если за неделю до матаха вы попоститесь, а в ближайшее и предшествующее матаху воскресенье исповедуетесь и причаститесь. Тогда, действительно, ваша трапеза любви вырастет в подлинную Агапе к Богу, к себе, к ближним.
И, как говорит в подобных случаях настоятель храма: «Матахэт эндунели лини» (Да будет принят ваш матах).
Как раньше, так и сегодня многие клирики и богословы Сестер Церквей обвиняют Армянскую Церковь за матах, считая его остатком иудаизма, язычества и варварства. Однако обычай армянского матаха является глубоко человеколюбивым, христианским обычаем, который дает возможность верующим выразить свою любовь к Богу, проявить милосердие, помогая бедным и т.д. Истоки матаха идут от Авеля, Ноя, Авраама, Исаака и других праотцев. Сам Христос во время тайной вечери вкушал мясо пасхального агнца, который является матахом, завещанным пророком Моисеем.
Амаяк Вачеян,
ИАПС Антитопор