Осетинские тагауры и армянские тагаворы
В Северной Осетии находится историческая область Тагаурия. В древнее время это были земли Тагаурского общества, которое занимало территорию Санибанского и Кобанского ущелий, а также левый берег Терека в Дарьяльском ущелье. Крайне интересно рассмотреть происхождение представителей правящего рода Тагаурии, так как здесь перед нами раскрывается их армянское происхождение.
Высшее сословие Тагаурского общества состояло из 11 знатных фамилий и называлось "Тагиата", фактически "потомки Тага". Самих тагиатов русские называли "старейшинами" или "алдарами"(осетинская аристократия), что соответствовало их статусу, как привилегированной части местного сообщества.
О происхождении тагауров существует несколько преданий, но все они центрированы возле некоего "армянского цикла". Наиболее распространено было утверждение, что род появился благодаря Тагауру, беглому царю Армении, который был вынужден бежать со своей родины из-за междоусобицы. Вместе с некоторыми дворянами он осел в Абхазии, но позже перебрался в Осетию, где правил до конца своих дней и почил в старости, оставшись в памяти народа. Русский историк XIX века Николай Дубровин также описывал, что "эльдары(алдары) - суть потомки беглых армянских царей". По некоторым легендам, Тагаур привёз с собой много денег и дорогой посуды. Также известно, что и сами армянские священники в общении с осетинами подтверждали армянское происхождение алдаров.
О своём армянском происхождении писали и сами представители тагаурского рода, такие как Бимболат Тулатов. Он также вёл линию рода от армянского царевича Тагаура. Происхождение слова "тагаур" он связывал с армянским "тагадир" - должность венценалагателя, которая была закреплена за родом Багратуни. По его словам, один из князей Багратуни во время смуты удалился из страны и осел в Осетии.
На самом деле, нетрудно заметить, что "тагаур" куда ближе армянскому "тагавор"("царь"), нежели "тагадир". Так всё станет на свои места и под Тагауром в данном случае подразумевается не конкретный правитель, а некая абстракция. "Тага" как прародитель мог появиться позже из искажения названия, хотя и он мог развиться самостоятельно на основе армянского "таг" - "корона". В то же время, мысль Тулатова о багратидском происхождении не лишена смысла. Возможно, "тагаурские алдары" произошли от представителя грузинских Багратионов, которые сами были ветвью рода Багратуни.
Были и другие попытки определить историческое происхождение тагауров. Габриелян связывал происхождение тагаурских алдаров с армянским царём Аршаком II. Он использует цитату из Мовсеса Хоренаци, где тот указывает на бегство Аршака в Аланию.
Вообще, возникновение феодализма в Осетии объясняют влиянием кабардинского феодального строя. Развитие феодальных отношений объясняли внешним влиянием. При этом само сословное разделение существовало только в Дигории и Тагаурии, а не во всех осетинских обществах. И только на этих землях были алдары. Появление феодальных отношений в Дигории объясняли вступлением дигорской знати в вассальную зависимость от кабардинских князей. В контакте с ними и сформировался сословный строй. Этому факту способствуют дигорские фамилии, многие из которых имеют балкарское происхождение.
В целом, многие осетинские элиты имели иностранное происхождение и феодализм утверждался в местах наибольшего контакта с соседними феодальными государствами. И, по примеру с дигорцами, можно придти к выводу, что под влиянием армянских дворянских родов(которые могли, опять же, быть из Грузии) в Тагаурии и сложились феодальные отношения. Но пока что так и не определено, кем же конкретно были армянские прародители тагаурских алдаров и этот вопрос ещё остаётся открытым.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
В Северной Осетии находится историческая область Тагаурия. В древнее время это были земли Тагаурского общества, которое занимало территорию Санибанского и Кобанского ущелий, а также левый берег Терека в Дарьяльском ущелье. Крайне интересно рассмотреть происхождение представителей правящего рода Тагаурии, так как здесь перед нами раскрывается их армянское происхождение.
Высшее сословие Тагаурского общества состояло из 11 знатных фамилий и называлось "Тагиата", фактически "потомки Тага". Самих тагиатов русские называли "старейшинами" или "алдарами"(осетинская аристократия), что соответствовало их статусу, как привилегированной части местного сообщества.
О происхождении тагауров существует несколько преданий, но все они центрированы возле некоего "армянского цикла". Наиболее распространено было утверждение, что род появился благодаря Тагауру, беглому царю Армении, который был вынужден бежать со своей родины из-за междоусобицы. Вместе с некоторыми дворянами он осел в Абхазии, но позже перебрался в Осетию, где правил до конца своих дней и почил в старости, оставшись в памяти народа. Русский историк XIX века Николай Дубровин также описывал, что "эльдары(алдары) - суть потомки беглых армянских царей". По некоторым легендам, Тагаур привёз с собой много денег и дорогой посуды. Также известно, что и сами армянские священники в общении с осетинами подтверждали армянское происхождение алдаров.
О своём армянском происхождении писали и сами представители тагаурского рода, такие как Бимболат Тулатов. Он также вёл линию рода от армянского царевича Тагаура. Происхождение слова "тагаур" он связывал с армянским "тагадир" - должность венценалагателя, которая была закреплена за родом Багратуни. По его словам, один из князей Багратуни во время смуты удалился из страны и осел в Осетии.
На самом деле, нетрудно заметить, что "тагаур" куда ближе армянскому "тагавор"("царь"), нежели "тагадир". Так всё станет на свои места и под Тагауром в данном случае подразумевается не конкретный правитель, а некая абстракция. "Тага" как прародитель мог появиться позже из искажения названия, хотя и он мог развиться самостоятельно на основе армянского "таг" - "корона". В то же время, мысль Тулатова о багратидском происхождении не лишена смысла. Возможно, "тагаурские алдары" произошли от представителя грузинских Багратионов, которые сами были ветвью рода Багратуни.
Были и другие попытки определить историческое происхождение тагауров. Габриелян связывал происхождение тагаурских алдаров с армянским царём Аршаком II. Он использует цитату из Мовсеса Хоренаци, где тот указывает на бегство Аршака в Аланию.
Вообще, возникновение феодализма в Осетии объясняют влиянием кабардинского феодального строя. Развитие феодальных отношений объясняли внешним влиянием. При этом само сословное разделение существовало только в Дигории и Тагаурии, а не во всех осетинских обществах. И только на этих землях были алдары. Появление феодальных отношений в Дигории объясняли вступлением дигорской знати в вассальную зависимость от кабардинских князей. В контакте с ними и сформировался сословный строй. Этому факту способствуют дигорские фамилии, многие из которых имеют балкарское происхождение.
В целом, многие осетинские элиты имели иностранное происхождение и феодализм утверждался в местах наибольшего контакта с соседними феодальными государствами. И, по примеру с дигорцами, можно придти к выводу, что под влиянием армянских дворянских родов(которые могли, опять же, быть из Грузии) в Тагаурии и сложились феодальные отношения. Но пока что так и не определено, кем же конкретно были армянские прародители тагаурских алдаров и этот вопрос ещё остаётся открытым.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор