Араратское царство было грандиозным государством. Несмотря на свою короткую жизнь, оно оставило значительное культурное наследие. Это касалось и портретного искусства, которое в Урарту имело свои особенности.
Изображений урартского периода найдено масса. Другое дело, что на урартских портретах нет сопроводительных надписей, отчего приходится самому домысливать, кому принадлежит портрет. Больше всего араратская элита любила изображать Халди, своего верховного бога, который был крайне почитаем ими. Интересно и то, что его изображали по-разному: на рельефе в Арцке он изображён как безбородый и статный мужчина, на фреске из Эребуни как бородатый муж, а на поясе из Кармир-блура как безбородый пожилой человек.
Таким образом, есть Халди-юноша, Халди-муж и Халди-бог. Это подтверждается и тем, что есть два вида жертвоприношения ему: либо 6 козлят, либо 17 быков и 34 овцы. Это также доказывает, что у Халди было несколько олицетворений.
Вообще в Урарту сформировалось два направления в живописи: религиозная и светская культура. Религиозному присущи монументальные и парадные изображения царей и божеств. А вот светская культура имеет ряд особых черт, отличающих её от ассирийской.
Главным аспектом ассирийского искусства было яркое подчёркивание физической силы и мощи царей и богов. В урартском же искусстве встречаются и лирические мотивы. Например, на пластине из Сербар-тепе Халди-юноша стоит рядом с верховной богиней Арубаини. Судя по жестам, он изъяснялся ей в любви.
Само лицо в ассирийском искусстве не имело значения, важна была надпись с упоминанием изображённого. Это сделано для того, чтобы завоеватель не мог трактовать изображение в свою пользу, так как сами изображения царей были крайне одинаковы. В урартском же искусстве портрет имел немалое значение и, как мы видим, боги могли принимать разные черты лица. Возможно, именно поэтому надписей под портретами нету, ибо в их не было смысла, как считали в то время.
Это можно объяснить развитостью светской культуры. Однако помогла развитию сама религия, а точнее Халди. Его разноликость привела к тому, что и другие божества стали позже изображаться по-разному.
Однако в изображениях воинов и простых жителей ассирийцы с Урарту отличались иным. Здесь, напротив, ассирийцы любили разнообразие и особо подчёркивали антропологический тип. Урартское изображение, напротив, более стилизованное и орнаментальное, когда оно касается более мирских сцен.
В то же время, иконографическое разнообразие лиц божеств - значительный шаг в развитии древневосточного искусства. Это был результат развития свободного от канонов светского искусства, где портрет божества может передаваться не только через разные лица, но и через возрастные указатели.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор