Стоит отдать должное армянской правовой мысли: в период войн и отсутствия государственности ей удавалось не только творить собственное, самосозданное, но и следовать популярным в науке идеям своего времени.
Таковыми были идеи XIX века касаемо независимости Армении в будущем. Один из концептов называют "полицейским", и опирался он на Макса Вебера - выдающегося социолога своего времени, давшему определение термину "легитимность" и автора идеи "рациональной бюрократии".
По Веберу, основной чертой государства, отделяющей его от остальных политических форм, является его способность "единственно легитимно осуществлять насилие над обществом" . То есть не столь это закреплено законом, сколько само общество признаёт за государством единственное право на применение насилия в обществе, объявляя остальных применителей насилия вне закона.
Этот подход к пониманию государства восприняли армянские философы того времени применительно к армянской реальности. Итого: что такое Армения? Армения - государственное образование, в котором армяне, "облачённые в национальные мундиры", совершают законное насилие над самими же армянами.
Теория Вебера обрела узко-национальный характер. Если та по норме легитимности отделяла преступность, мафию и экстремистские кружки от их приятия в обществе, то здесь также отделялись неармянские стражи порядка, будь то османский или русский полицейский. Мафия не может править в государстве над насилием и наказанием, как и неармяне в Армении. Именно так выглядела мечта о возрождённой Армении.
Но мало оказалось сменить османского чауша на востикана. Тому надо было придать и духовное содержание, а то разницы можно и не заметить.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор