Казалось бы язычники и христиане в большинстве странах должны находится в крайне оппозиционном положении к друг другу из-за большого разрыва в культурной и социальной составляющей обоих. Однако ситуация в Армении показывается через иную призму.
Коротко идею неоязычества можно назвать таковой: провозглашается вера в бога Ара-творца и остальных богов древнеармянского пантеона; арийское происхождение армян; Гарегин Нжде объявляется пророком армянского возрождения, имевшим общение с богом Вахагном.
Сама организация является средним между "Нью-Эйдж" и традиционными религиозными группами. С одной стороны члены "Арординери Ухт"(полное название) имеют свободу участия и своего мнения, с другой стороны существует жёсткая иерархическая структура.
Священная книга неоязычников- Ухтагирк. Книга была составлена на основе Библии(как бы это не выглядело эклектично), "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци, эпосе "Сасна Црер" и трудах Нжде.
Интересно то, что Армянская Апостольская Церковь большую часть критики рушит на иные христианские конфессии в Армении, объявляя их еретическими или сектантскими, нежели на неоязычников. Можно сказать, что никак не критикует. В частности установился некий консенсус, что стоит помнить равно как дохристианскую, так и христианскую историю Армении. Интересным был инцидент на одной из армянских передач, когда приглашённый в студию представитель ААЦ заявил, что с армянином-протестантом он, образно говоря, "на охоту не пойдёт", в то время как с хетаносом(язычником)- вполне, так как в том есть настояще армянское. Безусловно, среди обоих сторон есть и резкие критики, не разделяющие данное мнение.
Сами хетаносы считают, что такие личности, как Вазген I и Гарегин I являлись язычниками. Приводилась вымышленная легенда о том, как Вазген I был изначально поклонником Нжде, а Гарегин I посещал храм Гарни в сакральных целях. Естественно, данные сведения являются не более чем легендами. Что интересно, Гарегин II не удостоился такого внимания.
Среди хетаносов существовала также группа юдофобов. При этом сам Слак Какосян активно боролся с антисемитизмом и политизацией своей общины. Аргументация антисемитов была таковой, что евреи создали христианство специально для того, чтобы ослабить ариев.
Аргументы лишены были исторической основы(не говоря об адекватности), что сам Какосян прекрасно знал. Поэтому группа так называемых юдофобов была вынуждена отколоться от остальных язычников и позже исчезла из-за ареста их нового лидера в связи с его резкими и оскорбительными высказываниями.
В целом армянских неоязычников можно отметить как крайне интересный феномен, который по своему содержанию, пожалуй резко отличается от остальных неоязычников современности.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор