В пору модности национализма и разного рода модернистских движений, символизм начинает играть ключевую роль в формировании политики. Как известно, волк как таковой стал последнее время активным образом ассоциироваться с тюрками, а конкретно- с турецкими националистами.
Появившаяся только в 1960-е годы, организация "Бозкурт" возродила тотемный символ древних тюрков- волка. Вперемешку с тенгрианством и пантюркизмом, получился сплав разного рода идей, которые в свободном виде никогда не пересекались. Но дело не в этом. После этого, в контексте борьбы символов, стало модно волка изображать как символ тюрков.
Так как символическая политика стала изучаться только в XX веке, то очевидно, что и сама такая политика достаточно молода. При появлении новых наций или подобий оных, старые символы начинают по-новому интерпретировать или возрождать в новом контексте. Волк был тотемным животным тюркской мифологии, однако редко если вообще никогда не употреблялся как некий символ. Это модные веяния как-раз последнего века. До этого волк успел побывать в геральдике разных народов, но не тюркских. В Европе волк к тому же был символом побеждённого зла, хотя и не всегда. Иногда это и был и символ семейного очага.
В то же время, если бы армяне активно участвовали в этой символической борьбе, то казалось бы, их главным арсеналом были бы лев и орёл, как главные геральдические символы. Но дело в том, что и волки армянами использовались, как символ, причём задолго до моды на них у пантюркистов.
Ещё в 1919 году в Армении появилось "Братство Давид-Бека", которые было возглавлено Гарегином Нжде. Волк не использовался как изображаемый символ, однако присутствовал в иерархии братства, как ключевой термин.
Братство, цель которого была борьба с турками и татарами, подразделялось на небольшие группы, которые назывались "гайлахумб"- "волчьи стаи". Внутри этих групп выдвигались собственные отряды, которые назывались "гайлавашт"- "волчьи роты". Именно с этим братством Гарегин Нжде осуществил много победоносных походов на закавказских татар и турок. Подобное "волчье братство", использовавшее волка, как символ сплочённости и силы коллектива, по принципу стай, было задолго до того, как похожие идеи для использования волка появятся в головах молодых пантюркистов, которые будут опираться на похожие понятия. И это легко объяснить- армянам не надо было ничего придумывать.
В данном случае, любая терминология и любая символика, связанная с животными, армянами берётся напрямую из мифологии и легенд. Туркам же пришлось возрождать этот древний символ, так как он не имеет прямых корней в османско-турецком пласте, а родом из архаики, которая слишком далека исторически и географически для турка. Это более искусственная конструкция, чем любая, используемая армянами, поэтому и появляется она только в пору модных "возвращений к истокам".
Поэтому всякого рода турецкие аллюзии на армяно-турецкий конфликт, где в изображениях используют волка, крайне забавны. Так как "армянские волки" братства били турков задолго до того, как им вообще пришла идея использовать это животное в своей символике.
Ну и не стоит забывать, что и здесь не обошлось уже без прямого армянского вмешательства. Ведь автором пантюркистского флага для тех же "бозкуртов" был никто иной, как ренегат Левон Панос Дабагян.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор