Армен Айвазян, арменовед, как-то раз создал идею о внедрении в современную армянскую армию кодекса чести времён Вардана Мамиконяна. Данный кодекс был составлен на основе армянской и христианской этики и определял морально-этические грани поведения воина.
Как говорил Монте Мелконян, следует отличать солдата от война. Солдат- это участник военных действий, но воин- это уже более глубокая категория. За воином должны следовать определённые черты, выделяющие его из общей массы призванных на войну. И, в первую очередь, это ответственность перед миром за свою способность убивать, как говорил Гарегин Нжде. Можно уже увидеть, что об определённых особых чертах участника войны говорят и современные деятели.
Нужно отметить, что кодекс воина- черта редкая. Похожее было присуще рыцарям и японским самураям, но с особой спецификой. Армянский кодекс идёт от раннехристианской и армяно-родовой логики, по которой воин обязан защищать все сословия, что и делает его особым. Воин, перед любовью к своему и царю и "истинному правителю людей"- Христу, обязан и защищать каждого другого христианина земли армянской. Именно так, ведь формирование единого целого из армянского народа совпало с агрессией Ирана, от чего христианство стало приобретать черты национальной религии.
Безусловно, в современных реалиях, когда нет царя и военного сословия, кодекс должен быть пересмотрен в ряде пунктов. Но самый важный пункт о разграничении простого солдата от война в моральном контексте должен быть, с приоритетом на последнее. Но тут надо знать два пункта: а) солдат в современное время- понятие иное, нежели тех времён. б) кодекс ещё не знал о таком феномене, как "фидаины" и не регламентировал деятельность не имеющих прямого отношения к армии. Это должно быть отмечено в нынешнее время.
В этом отношении моральное воспитание в армии- один их главных путей к её усилению. К тому же, Айвазян предложил повесить карту Великой Армении в каждой воинской части, с изображением на ней всех известных битв в истории армян для придания большего настроя. Всё это хорошо, но есть одно "но": армянская армия тех времён ещё могла держаться на боевом духе. В нынешнее время, армия требует и ухода за ней, обеспечения, новейших технологий и идеологии больше, чем просто боевой дух. Армянин V века рос и познавал своё содержание, нынешнему же армянину нужно наоборот вспомнить забытое, воспрять и принять это к современности. И к тому же быть стойким к информационной войне, ныне ставшей одним из оружием противников.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор