Чаще всего кажется, будто история армян искажается кем-то извне и преднамеренно. Так например известно, что Мовсес Хоренаци стал активно обзываться "сказочником" и "выдумщиком" в начале XIX века со стороны ряда европейских учёных, пропитанных идеями рационализма. Правда, очень часто упускается один важный факт: одними из отрицателей хотя бы частичной корректности Хоренаци были сами армяне, точнее наиболее его просвещённая часть- венские мхитаристы.
Сейчас ценность трудов Хоренаци не подлежит сомнению. Через него можно не только выявить древнеармянскую мифологию без иранского влияния, но и даже доказать, что родина индоевропейцев в Армении. Борьба Хайка и Бэла- не просто сказка или легенда, а отражение реального противостояния индоевропейских и семитских групп.
Это не первое, что армяне пытались "рационализировать". Всем известно, что Фаддей и Варфоломей проповедовали христианство в Армении. Вот только в том же XIX веке двое армянских учёных активно пытались опровергнуть этот факт. Видимо, "церковь пыталась легитимировать свою древность, создав легенду об апостолах". Фактов тому настолько нет, что эта идея пришла в голову только двум армянам, не став научной полемикой.
Таким же путём доказывается, что "у армян не было своей религии, она полностью иранизировалась и армяне верили в иранских богов". Неважно, что Арамазд, которого объявляют плохой копией Ахура-Мазда, имеет при себе постоянный эпитет "ари"- мужественный, без которого он практически не упоминается. "Ари Арамазд" сам по себе противоречит зороастрийскому контексту. Также, как и другой эпитет- "ампропаин", указывающий на истоки бога в местных божествах грозы.
Список можно продолжать ещё. В чём же причина этого "реализма"?
Причина простая: поиск легитимации. Действительно ли армянин, называвший себя либералом в XIX веке, так углубился в идею свободного рынка, а армянин-социалист в борьбу пролетария? Если исключить отсюда интеллигенцию и большевиков. Да нет, просто и там, и там армяне видели только нужную им часть- "борьбу за права" и "борьбу угнетённых" соответственно. О каком пролетарском движении можно говорить, когда цели армянства были в единении армян, а не их дроблении на классы? Тогда зачем надо было облекаться многим в идеологии? Для легитимности, для того, чтобы армянская идея казалась правильной в международном контексте, неважно, Европа это или съезд Интернационала.
Так вот чтобы мир принял армянское движение как правильное надо быть реалистом сверх всего, чтобы не казаться националистом и фантазёром в их глазах. Например говорить, что армяне стали нацией в XIX веке, орудуя европейскими критериями определения "нации", которые создавались на европейской же почве. Кстати, при хитром использовании данных критериев можно вообще сказать, что армяне стали нацией в 1991 году, а до этого были русскими.
Или куда более близкий и плачевный вариант- говорить о сдаче земель в Арцахе, как о рациональном действии.
Ничего "реалистичного" тут нет. Это плохое желание "быть в теме", быть в компании. Неважно, что Европа просто цивилизационно не может проникнуться до конца идеями армянства, у европейцев нет той архаики, которой каждодневно живёт армянин, все понятия о "вечной родине", о "Законе Вечной Справедливости"(по Гарегину Нжде) там не известны.
Нужно понимать, что оголтелый "реализм" даже далёк от рационализма, ведь он преднамеренно, вне научного исследования, искажает реальность. Что рациональней: безопасность армян Арцаха и стратегическая позиция или угроза армянам в обмен на возможный мир?
А имели ли факты под собой те, кто ратовал за сдачу Сюника Азербайджану, как разумное действо, а потом обзывал Гарегина Нжде варваром и жестокосердцем? А это были ещё те, кого не учили с детства Марксу и Ленину. Так уж вышло, что героизм некоторыми стал синонимом дикаря.
Васак Сюни в своё время тоже был "реалистом", исходя из материальных интересов и представлений. Вот только 1036 павших войнов Вардана Мамиконяна стали той силой, которая сейчас является одной из опор армянской идеи. И да, на Сардарапат армяне шли с памятью об Аварайре, а не об разумности и реализме Васака Сюни. Как и в Арцахской войне будут помнить не призывы к разуму Левона Тер-Петросяна и некоторых международных наблюдателей, а тех тысячи безымянных азатамартиков.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор