Статья не несёт политической нагрузки, а представляет из себя совокупность логических умозаключений.
"Патриотизм - последнее прибежище негодяя". Это известный афоризм Сэмюэля Джонсона. Возьмём ту трактовку, где разумеется, что патриотизмом любят прикрываться некоторые циники, причём часто успешно. Понимание данного момента полезно для противостоянию всякого рода манипуляциям, особенно в такой стране, как Армения, где патриотизм достаточно силён.
В мире и в самой Армении немало таких манипуляторов, но стоит уделить внимание одному такому. Речь об Арташесе Гегамяне, лидере партии "Национальное согласие". Не политизируя, перейдём к простому описанию.
Президентские выборы 2003 года были представлены четырьмя кандидатами: Роберт Кочарян, Степан Демирчян, Арташес Гегамян и Арам Карапетян. Каждый из них проводил свою пиар-кампанию.
Роберт Кочарян позиционировался, как сильный этатист и эффективный лидер. Степан Демирчян аппелировал к своему отцу, "яблоко от яблони не далеко падает" и даже показывал себя, как превзошедшего Карена Демирчяна. Арам Карапетян брал своим приездом из Москвы ради Армении и интеллектом.
Самая странная кампания была у Арташеса Гегамяна. Он брал на себя роль фактически мессии. "Спасём Армению" - это воистину мессианский лозунг его кампании. В видеороликах использовалось много христианской тематики, крестов. Сам Гегамян определял себя как того, кто единственно может спасти страну и возродить её. В одном из роликов и вовсе показан Арарат, который чудом поменял местами вершины, представ тыльной к зрителю стороной - символ возвращения армян в Западную Армению. Такое не может не вызвать впечатления.
Его конечно не выбрали и частично из-за консервативности общества - он был новой фигурой, менее понятной, нежели Кочарян или Демирчян. Но давайте пронаблюдаем все манипуляции.
Во-первых, здесь налицо авторитарный уклон или его карикатурное подобие. Один из лозунгов - "Превратим Армению в большой Гегашен" не требует комментариев. Может ли авторитаризм сочетаться с армянским патриотизмом? Вообще-то нет, так как армяне Арцаха реализовали демократическое (пролетарское для марксистов) право народов на самоопределение. Это самый минимум.
Во-вторых, название партии не соответствует истине. Вместо "единства" было достаточное разделение. Арташес Гегамян был первым кандидатом в президенты, который активно стал применять практику разграничения армян на "хайастанцев" и "карабахцев". Себя он представлял как истинного "хайастанца", который готов решить все проблемы страны, в отличие от "пришлых карабахцев". Ни один из остальных кандидатов не апеллировал к этому. Да и вообще, будет ли патриот делить армян на псевдо-субэтносы?
Правда, недолго длилась эпопея "национального лидера". В 2012 году он избрался в парламент в составе республиканцев и до нынешних дней отражал властное крыло. А ныне опять оппозиционное, только уже в иную сторону.
Чему учит пример таких политиков? Тому, что играть на армянских чувствах опасно. Ведь мало бы кто не согласился с его видеороликами, где изображались армянские символы. А если бы это использовалось властными институтами?
Важно предохранять себя от всех мессий и спасителя, так как армяне их действительно ищут. И самое страшное не только в их манипуляциях, а в том, что они дискредитируют патриотизм как таковой, представляя афоризм Джонсона в обратном смысле. Этому тоже не стоит поддаваться и разочаровываться в патриотизме и национальных ценностях.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор