
Иудаизм, несмотря на свою закрытость, в своё время был также прозелитической религией. Ещё римляне писали о греках, которые добровольно принимали иудейские обычаи. Это не могло не коснуться и Армении, которая активно контактировала с миром и была любезна к евреям.
Одним из таких интересных примеров является армянский род аспетов (венцевозлагателей) Багратуни. С одной стороны, род имеет абсолютно местное происхождение. Корень "Багарат" - индоиранского происхождения. Однако Мовсес Хоренаци упоминает их как евреев.
Основателем рода был некий Шамбат Багарат. Его род следовал всем иудейским обрядам: делал обрезание, соблюдал субботу и не ел свинину, а также отказывался поклоняться местным богам, хоть и был принуждён, в конечном счёте. Двоих из рода даже казнили за это.
Спорно, чтобы нахарарский род получил бы "гах", будучи изначально иудейским и отрицавшим местных божеств. Также и имя рода указывает на его несемитское происхождение. Дело в том, что "еврей" и "иудей" очень часто являются синонимами, особенно для древних авторов.
Отсюда следует, что род Багратуни был обращён в иудаизм, из-за чего и начались распри. Для элит того времени это было вполне реально: ярким примером являются правители соседней Адиабены - Изат и Елена. Они оба приняли иудаизм, из-за чего вступили в конфликт с местной элитой.
Евреи в Армении появились ещё после Вавилонского плена 586 г. до н. э. Иосиф Флавий говорил, что евреям в Армении хорошо. Лишвиц также упоминает, что часть участников восстания Бар-Кохбы бежали в Армению.
Интересно то, что по Бузанду получается, что евреев в главных ремесленных городах Армении было больше армян. Так упоминается и в списке депортированных Шапуром II. Эти цифры могут быть завышены, однако факт преобладания их вполне реален.
Другое дело, что массовой миграции евреев в Армению не было. Приписываемая Хоренаци депортация евреев и первосвященника Гиркана Тиграном II оказалась неточностью. Гиркан жил намного позже и пленил его парфянский царь Пакор. Сам Иосиф Флавий и вовсе говорит о мирных переговорах Тиграна II и Хасмонеев.
Расширение еврейской диаспоры осуществлялось не только за счёт собственных представителей, но и прзелитированных, обращённых. Хотя еврейские надгробия указывают и на немалое проживание самих евреев.
Не только армяне могли обращаться в иудаизм. Города после Тиграна II были полиэтничны: кроме армян и евреев, в них жили киликийские греки, каппадокийцы, адиабениды, ассирийцы и другие. Такая среда межнационального общения крайне благоприятна для распространения иудаизма, а потом и христианство. Кроме того, Мцбин стал теологическим центром иудаизма во всей Месопотамии.
Остаётся вопрос: сколько же из упомянутых евреев в Армении было настоящих евреев, а сколько обращённых армян и других народов? И как потом это соотносилось с принятием Арменией христианства?
Артур Акопян
ИАПС Антитопор