В пору ранних исследований, принято было считать, что армянская религия находилась под огромным иранским влиянием. Некоторые авторы и вовсе смело утверждали, что армяне были зороастрийцами. Однако дальнейший анализ показывает, что эти идеи давно устарели и не соответствуют реальности. Ведь до XIX века и с языковой точки зрения армян считали иранцами, пока Хюбшман не доказал, что армяне - самостоятельная ветвь.
Главным божеством армянского и зороастрийского пантеона были Арамазд и Ахура-Мазда. Имена армянских богов подверглись иранизации, но не в древний период, а в эпоху Сасанидского Ирана. Ахура-Мазда в эту эпоху назывался "Ормаздом", откуда и появилось армянское название. Но за поверхностью схожих имён скрывается разница в сути обоих божеств.
Ахура-Мазда был создателем добра и творцом всего бестелесного и телесного мира. У него был противник в виде Ангра-Маньи, истинного зла и главного противника Ахуры-Мазды.
Арамазд подобных сюжетов не знает. Он также творец земли и неба, однако у него нет оппонента. В армянской религии напрочь отсутствует дуализм, Арамазд породил всех, он отец всех богов. А вот у зороастрийцев Ахура-Мазда и Ангра-Манья существовали оба в начале времён. Что подразумевает по простой логике, что им обоим предшествовал некий один трансцендентный принцип существования, на основе которого и появилось две силы. Над Арамаздом же никто не стоит, он и есть самый верх иерархии.
Эпитеты у Арамазда также были совсем другими. Его постоянный эпитет - "ари", то есть мужественный. А также "ампропаин" - громовой. Это свойства верховного божества грозы, но никак не благого духа, каким представлен был Ахура-Мазда.
Все остальные божества у персов представлены как "язаты", то есть благие духи, такие же "ахуры". Божества же армянского пантеона представлены в своём классическом содержании.
Я уже молчу про функции: Ардвисура Анахита является богиней воды и плодородия(иногда она же представляется мировой рекой), а армянская Анаит - Великой Матерью(Мец Майр), культ которой в Армении был крайне широк. Тиштрия(Тир при Сасанидах) был богом фертильности и дождя, а армянский Тир - мудрости и снов. Митра был не только связан с солнцем, но и с согласием, присягой, в то время как армянский Михр исключительно привязан к свету и солнцу. Спента Армаити выступает как олицетворение земли, а армянский Спандарамет, наоборот, живёт на ней.
Таким образом, совершенно очевидно, что армянская религия и зороастризм имеют разные приоритеты и функционал. Гёте считал, что Заратустра подверг чёткой кодификации и рамкам до этого крайне естественную религию. Так вот армянская вера и была той самой естественной религией, по которой не прошла реформа Заратустры, отчего пантеон армян крайне схож с малоазийскими пантеонами и имеет глубокие корни.
Доказательством тому была и разница в обрядах. Зороастризм был чётко регламентирован, а вот дицабанутюн - нет. Если зороастриец обязан посещать храмы для поклонения, то армянин может помолиться Арамазду, встав на кровлю своего дома и обратившись лицом к его храму. Духовному смыслу молитвы отдавалось больше предпочтения, чем материальному, что, кстати, не так часто встретишь в то время. Это была крайне древняя и архаичная религия, в то время как зороастризм был сплавом дуализма, прото-монотеизма и традиционной веры, которую Заратустра пытался слить в одно целое.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор