Разные народы известны своими национальными строениями. У одних избы, у других вигвам, у третьих коттедж и так далее. Кочевые народы довольствуются юртами, а остальное, даже при осёдлости, не имеет к ним прямого отношение. У армян же есть собственный уникальный вид жилища - глхатун.
Глхатун упомянут ещё в "Анабасисе" Ксенофонта, в 5 веке до нашей эры, хотя корни этой постройки куда будут древнее. Жили в них армяне аж до 1960-х годов, пока окончательно не были вытеснены современностью. Сейчас в них проживают единицы, большинство стали простым сараем или своебразной исторической реликвией.
Глхатун - это землянка, фактически это типичное индоевропейское строение, так как индоевропейцам именно они и свойственны. Целые деревни глхатунов иногда были настолько вкопаны в землю и слиты с растительностью, что такие сёла можно было не заметить. Так было с одним немецким путешественником XIX века, который шутливо писал, что найти такую деревню можно будет только тогда, когда твоя нога провалится в дымоход или ты сам не свалишься вниз. А может и не шутливо, кто знает.
В глхатуне одна комната и без углов. Стены укреплены камнем, есть ещё одна дверь(часто из одного целого камня) и один дымоход. Просто, но практично. Крыша глхатуна состоит из "хазарашена" - тысячестроя из брёвен. А покрытие само из смеси глины, соломы и земли. Сам же дымоход называется "ердик". Всё это сакрально. Дымоход - место контакта мира внешнего и внутреннего. В дымоход кидали амулеты, а если женщина долго не беременеет, то её опускали в дом через дымоход, дабы высшие силы благословили её.
Святость глхатуна так высока, что здесь разрешалось проводить свадьбы, как в церкви, и даже крестить детей(это делали в специальной чаше поверх тонира). Само влияние глхатуна можно увидеть и на армянской архитектуре. Тысячестрой неоднократно использовался и в армянских церквях, как и сам он в целом схож с конусной конструкцией армянских храмов. Такая купольная постройка домов известна ещё с 4 тыс. до н.э., благодаря раскопкам в Шенгавите. Дверь из цельного камня тоже довольно известный сюжет, чего стоят урартские врата Халди. В некоторых церквях двери также из одного камня.
По центру дома тонир - армянская печь. Возле неё и собирались члены семьи покушать. Иногда в таких домах жили семьи в 20 человек, а то и вместе в животными. Многие жители таких домов сравнивают глхатун с Ноевым ковчегом.
Глхатуны XX века стали иметь дополнительную комнату - "тан сурб", святой дом. Это было место, где хранились сохранённые после Геноцида семейные реликвии, книги, амулеты. Отдавать их было нельзя - это приведёт к бедам. Но к счастью, реликвии тщательно оберегаются, поэтому музейщики, которым отказывают жители в передаче экспонатов музею, могут не беспокоиться о сохранности.
У зажиточных армян к глхатуну была пристройка - "гоми ода". Это была пристройка к амбару или загону для скота. Длинная комната, с подобием тысячестроя наверху. Часто такой домик символизировал Древо Мира - верх колонн, укреплявших крышу, были изображения птиц, чуть ниже - животные элементы, а сам низ представлен из оджаха - главной печи. Здесь собирались члены семьи для бесед, а также другие сельчане и иноземные гости. Здесь люди отдыхали и проводили своё время. Так как тогда не было телевизора, то армяне ему находили замену: здесь был кукольный театр или театр теней.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор