Мемориал Геноциду армянского народа был установлен в 1965 году. И естественно Цицернакаберд не мог не пройти через реалии советского режима, крайне идеологизированного. В связи с этим, советская власть формировала собственное представление о целях и смысле данного мемориала, расходящегося с нынешними представлениями.
Советская власть видела в Цицернакаберде типичный памятник-мемориал стиля, схожего с мемориалами в память о Великой Отечественной. Цицернакаберд находится на холме, с ведущей лестницей, с вечным огнём по центру и монументальным видом. Типичный стиль для мемориалов в память о героях ВОВ. Известный шпиль имел особую трактовку: он символизировал возрождение Армении в советский период, а его раздвоенность считалась символом "двух начал" в возрождении армянской родины: старшего брата России, "протянувшей руку помощи"(цитата из гимна Армянской ССР) и младшего брата Армении.
Вечный огонь символизировал память, схожую с памятью о героях в борьбе с нацизмом. Понятия "утрата" и "катастрофа" не употреблялись в советской публицистике по отношению к тем событиям, а павшие армяне воспринимались как героические жертвы в жестокой борьбе. Понятие некоего "армянского возрождения" превалировало над понятиями "национальной катастрофы". Опять же, такая трактовка зародилась ещё по отношению к жертвам немецких нацистов.
Но за ширмой советской пропаганды существовал "скрытый дискурс", то восприятие памятника, которое частично было заложено его авторами и которое активно употреблялось в общественных отношениях ещё в советский пероид. С распадом СССР "скрытый дискурс" стал общепринятым.
По нему шпиль символизировал бесконечное стремление армян к жизни, данное понятие формировалось в армянской философии и отражалось одним символом- "аревахачем", вечно двигающимся солнечным колесом. Расколотость шпиля означала расколотость армянского народа и родины: на армян СССР и армян диаспоры, на Западную и Восточную Армении. Здесь катастрофичность Геноцида осознавалась в разы шире, чем в советских официозах.
12 плит получили также свою трактовку. Изначально их сопоставили с 12 вилайетами Османской Империи, где были произведены уничтожения и депортации армян. Ныне же, с распадом СССР, появилась и христианская трактовка, где это число сочетается с числом апостолов.
С активным участием диаспоры и созданием Музея Геноцида, значение Цицернакаберда расширилось. Вечный огонь стали связывать со священным огнём, который присутствовал в древнеармянских храмах- аташданом. Он означал как сакральный принцип, так и вновь возвращал к теме бесконечности. Жертвенность армянского народа теперь приобрела окончательно христианский характер, свойственный историческим представлениям о страданиях и мучениях армянского народа в историографии.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор