Никто бы не догадался, что Эривань XIX века когда-нибудь мог бы стать столицей армянского государства. В то же время, несмотря на то, что будущая армянская столица была тогда ещё мала, местами неухоженная и с ужасной канализацией, Ереван уже тогда имел интересные на фоне остальных городов черты.
Вообще, разделения труда в Эривани не было. Торговец и даже чиновник мог одновременно иметь сад и обрабатывать его на собственные средства. Во многом это благодаря обильности самих садов и качественных условий. По мнению русских наблюдателей, Эривань был лучшим местом развития садоводства во всей России: здесь можно было бы взрастить любой кавказский вид и даже иностранный. Проблема была в том, что местные садоводы не особо интересовались этим. Кстати, из Еревана были самые хорошие персики и яблоки. В общей сложности было 692 сада.
Огороды здесь также имели немалый размер, правда армяне пользовались овощами чаще всех за столом, не начиная без них обед.
Тогдашние тюрки Еревана придумали пословицу: "Достоинство розы соловей знает, а достоинство зелени- армянин".
Забавно, что и у торговцев разделения деятельности было условным, во многом из-за сложностей с местной торговлей. Торговец фарфором параллельно торговал и коврами, а продавец глиняной посуды мог иметь при себе и семена. Местные армяне стали постепенно возводить полноценные магазины, а не просто базарные лавки. За товаром же ездили в Тифлис, Москву, Варшаву и Вену- основные пункты.
Учились с городе с трудом, но энтузиазм армян был больше местных тюрков по банальной разнице в образовательной традиции. Тюрки учились в кельях во дворах мечетей, где и вовсе не было понятия дисциплины. Единственным крупным заведением была высшая мусульманская школа, куда поступали человек 60 из действительно устремлённых. При этом не они платили мечети за образование, а она им платила.
Армяне же учились в духовных семинариях и церковных училищях, имевших собственные библиотеки. Раздражала всех ужасная бюрократия, когда для решения вопросов одной семинарии приходилось обращаться и в Эчмиадзин, и к епископу епархии, и к инспектору семинарии, и к попечителям. Образование в школах велось усердно, но из-за сложной иерархии имелись немалые проблемы.
Несмотря на множество проблем, Эривань всё же смог стать в дальнейшем главным узлом будущей Первой Республики. Более обширный и ремесленный Александрополь проиграл по одной простой причине: пока в нём была широко развита мануфактура, в менее развитом Эривани уже развивались капиталистические отношения.
Ереван перехватил инициативу.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор