Кто такие аримы?
В процессе изучения происхождения армянского народа приходится сталкиваться с немалым количеством названий территорий, стран и народностей, имеющих отношение к армянскому народу и Армении. Нелегко установить степень взаимосвязанности схожих названий. Одним из таких названий выступает название некоего народа или области, как Аримы. Некоторые армянские авторы, вроде Сирарпи Тер-Нерсесян и Еремяна, считали их одной из частей армянского этноса.
Аримы несколько раз упоминаются в греческом эпосе. В "Деяниях Диониса" упоминается, что Кадм(один из греческих героев) дошёл до пещеры неких Аримов и пребывал там. Всё это происходило неподалёку от битвы Зевса с Тифоном, которая была в "серебряных горах". Под последними чаще всего подразумевали горы Тавра и Киликии.
Гомер в "Илиаде" также указывает, что у Тифона было ложе в Аримах. Важно отметить, что у всех авторов последние всегда упоминаются во множественном числе. Также писали Пиндар и Гесиод. Хотя более поздние авторы уже называли эту территорию "Арима" и считали это либо городом, либо горой. Но тут они уже пытались понять происхождение этого слова. В любом случае, большая часть авторов относит расположение Аримов в Киликию, как и сам Эсхил писал, что именно она ассоциировалась с Тифоном.
Сюжет этого мифа имеет индоевропейскую конструкцию. Аримы здесь упомянуты с греками-аргивянами. Если в имени аримов видеть корень "*rē-mo-", связанный с "чёрным", а в имени аргивян корень "*Harg‘-", связанный с "белым, серебряным", то можно увидеть здесь мифическую борьбу белого и чёрного. Этот сюжет известен индоевропейским мифам: битва Гермеса и Аргоса, Рамы и Арджуны. В обоих случаях встречаются вариации этих корней в именах божеств.
Близок к битве Зевса с Тифоном и сюжет битвы Арама и Пайаписа у Мовсеса Хоренаци. После победы, Арам изгоняет Пайаписа к островам Средиземного моря, также как и Тифон был гоним Зевсом до Сицилии. Имя Арама можно также сопоставить с Аримами.
На "тёмный" характер Аримов указывает их местоположение. Оно было сожжённым вулканическим местом. Даже когда Страбон меняет локализацию страны, то он помещает Аримов в "чёрной, сожжённой земле Мисии", где правил некий Аримус.
Осталось только определить, почему Аримы постоянно упомянуты во множественном числе, даже когда речь о названии страны. Стоит отметить, что битва Зевса с Тифоном очень похожа на битву Хайка и Бела. Зевс, как и Хайк, был предводителем, а Тифон, как и Бел - огромным чужим великаном. Хоренаци упоминает, что флангами армянской армии управляли Араманяк и Кадмос, а Зевсу с обеих сторон в битве помогали Гермес и Кадм.
Зевс и Тифон боролись в Аримах, а Хайк с Белом в "Хайоц-дзор", то есть в "ущелье армян". В урартскую эпоху эта же территория называлась "Арамале", где "ле" выступало как окончание множественного числа. То есть "Арамале" можно перевести как "Арамы". Важно отметить, что и сам топоним "Хайк", в зависимости от произношения, можно трактовать не только как "Армения", но и как "хаи/армяне", если произносить как Hayk'.
Таким образом, становится очевидна связь между "Аримами" и "Арамами", а отсюда и с армянами и этнонимом "Хайк".
Вывод таков, что связь Аримов с армянами бесспорна. На то указывают эпические и лингвистические сравнения. Если они и указываются в Киликии, то само название "Аримы" напрямую связано с названием армянской страны, как уже было сказано выше. В то же время, определить точный и детальный процесс армянского этногенеза пока что не предоставляется возможным.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор