Многим известна цитата из трудов армянского писателя Раффи, который критиковал армянскую церковь, считая её причиной слабости армянского народа и его поражения. "Вместо того, чтобы строить крепости, мы строили церкви". Армяне были слишком миролюбивы через христианское учение, что смирило армян и привело их к сложению своего оружия.
В целом, у Раффи есть правильная позиция. Однако мало кому известно, что Раффи получил критику и от достаточно весомого автора. Это был Айк Асатрян- один из основателей армянского национализма наряду с Гарегином Нжде.
Асатрян привёл факты, что строительство крепостей никогда не прекращалось и их в Армении было несметное количество. Причина же почему они не защищали была иной.
Речь идёт о смене образа жизни армян.
Большинство армян Западной Армении составляли крестьяне, абсолютно миролюбивые, но количество сходивших с гор в долины увеличивалось. Трудные условия Османской империи вынуждали армян-крестьян беспокоиться только о своём пропитании, а горные районы лишь отдельными общинами могли противостоять туркам, как оно и было в Сасуне.
Армяне перестали опираться на свои горы, ушли в долины и не могли защищаться там. Мощные горные крепости были брошены, армяне равнин и не могли и не считали возможным защитить себя стенами крепостей, самые мощные из которых были в горах. Поэтому сопротивлялся Зейтун, Сасун, Мусалер и наконец, целый горный Арцах.
Армяне гор оказались изолированны, а армяне в долинах были добры даже по-наивному, что не могли противостоять вне горной защиты.
Асатрян буквально указывает, что для армян горы были самыми лучшими союзниками, и крепости в горах были практически неприступны.
В своё время карабахские горцы называли армян Западной Армении "феллахами"(крестьянин) в уничижительном смысле. Это конечно не очень правильно, так как армяне сопротивлялись туркам в каждом крупном армянском городе, начиная от Вана и заканчивая Урфой.
В тоже время армяне неприступных гор обладали возможностью мобильными отрядами совершать нападения и уничтожать врага, как это было в Арцахе и Сюнике.
Раффи и Асатрян одновременно и правы, и нет. В действительности место проживания крайне влияет на характер человека. Но нельзя рассматривать это вне общей картины.
Причин, по которым турки смогли совершить Геноцид было крайне много и винить в этом кого-то нельзя. Нельзя винить людей в объективных процессах перемещения, как и нельзя винить в построении храма, который часто защищал другую, духовную часть человека.
Но можно увидеть ошибки и на их основе понимать будущее.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор