История об аланской царевне Сатеник известна армянам посредством Мовсеса Хоренаци. Царь Армении Арташес, разбив войско аланов и иверов, взял царевну в плен, сделав своей женой, очаровавшись её красотой.
Сам эпос далее переходит к мифологическому сюжету. Царь драконов Аргаван замыслил украсть Сатеник и убить Арташеса, однако царевич Артавазд побеждает вишапов. И здесь можно найти интересные параллели с кавказскими преданиями.
Если обратиться к нартскому эпосу, легендам об аланских богатырях, то здесь можно увидеть параллели этой легенды. Главной героиней этого эпоса выступает Сатана(с ударением на вторую "а"), чьё имя крайне близко армянскому Сатеник.
Если в армянской легенде Арташес увидел с другого берега Сатеник и, перейдя реку, похищает её, то в осетинском эпосе- пастух увидел Сатану купающейся по ту сторону реки, влюбился в неё и пустил в её сторону стрелу. Эта легенда распространилась по всему Кавказу и имела свои интерпретации в адыгском эпосе.
В адыгском эпосе рассказывается, как сильный богатырь Аргуанэ далее похищает Сатану, после чего был убит бравыми войнами. Адыгский Аргуанэ здесь идентичен армянскому Аргавану. Эти армяно-кавказские параллели должным образом изучали Дюмезиль, Миллер, а также ряд кавказских авторов.
Это лишь малая часть того, что из армянского эпоса перешло в кавказские легенды. Грузины и осетины знали героя Артавази и Артавыза соответственно, связанный с тем же циклом мифов о Сатане. У осетин также упоминаются "кадзи", злые духи.
Сатана, Аргуанэ, Артавыз, кадзи- это всё армянское Сатеник, Аргаван, Артавазд и каджи.
Абхазский исследователь Г.Д. Гумба приводит и другой интересный факт: в абхазской ветке этой легенды описывается, что Сатана была родом из народа "hayhuz". Гумба считает, что это связано с армянским самоназванием "hay". Видимо, когда абхазо-адыги перенимали данную легенду, они определили царевну в честь носителей мифа как армянку, а не осетинку.
То, что имя Артавазд, Аргаван и каджи безусловно армянского происхождения, то и в имени Сатеник можно найти армянский корень. Речь идёт об армянском "sat"- янтарь, к которому добавилось уменьшительно-ласкательное окончание, даже несмотря на то, что она является аланкой в мифе. Просто кавказская этимология у этого имени отсутствует.
Сам образ Сатаны/Сатеник развился на основе армянской богини Астхик. Стрела пастуха, перед тем как достигнуть камня возле Сатаны, прошла через гром и вихрь. Также и богиня Астхик, купаясь в реке Арацани, создавала туман, дабы пастухи не видели её наготы. Параллели очевидны. Связь имени Сатеник с янтарём производится от другой эпической царевны- Шамирам, которая носила в армянских мифах янтарное ожерелье. Известно, что образы богинь и героинь часто смешиваются в различных эпосах, так как мифы часто строятся по одному принципу, но с разным сюжетом и интерпретацией.
Таким образом, многими исследователями был доказан факт заимствования кавказскими народами армянского эпоса. Этот эпос естественно получил национальную специфику и смешался с местными легендами, однако в основных темах и именах сохранил армянское происхождение. Это показывает, насколько широко было культурное влияние Армении в древние времена.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор