Иногда история оставляет сокрытыми те факты, которые подверглись забвению ввиду изменённой исторической перспективы. Очень многие события армянской истории не выходят на поверхность из-за Геноцида и сложившегося после него чувства слабости армянского народа. Между тем, история как прошлого, так и настоящего показывает такие сюжеты, которые как раз опровергают этот факт.
Речь о Ванской крепости. Этой крепости удавалось неоднократно за всю свою историю отражать атаки множества своих противников, которые были вынуждены смиряться с правами местного населения. Сельджуки, монголы, персы, Тамерлан, Кара-Коюнлу. Крепость выдерживала месяцами осаду и даже после взятия и разграбления ей удавалось возродиться. Потомки династии Арцруни, род Сефединянов, даже смог хоть и символически, но возродить царскую власть.
Во времена ахтамарского католикоса Степаноса IV, в 1466 году, в Ахтамаре был венчан царь Армении Смбат, брат католикоса. Полноценной власти армянского царя он не имел, но Ахтамар именовался "царским престолом", а католикосы "царственными".
Важнейшим аспектом его правления был именно символизм. Эти титулы стояли прямо напротив титулов завоевателей, которые не могли понять, каким образом у армян есть свой царь наперекор их чинам. Это подразумевало, что Ахтамар буквально не признаёт их власть и не опасается этого, а ещё один маленький остров претендует на власть над всеми их завоеваниями, что подразумевает царский чин Великой Армении. Ванская крепость была готова обороняться насмерть, если будет решение свергнуть нового царя.
С этим пришлось смириться, как и с автономией католикосата, которая была уничтожена только в 1895 года, в начале Арменоцида.
Даже это не ослабило Ван в его независимых устремлениях. Местные зажиточные армяне, получившие титул "ходжа" и "челеби", продолжали оказывать сопротивление некоторым действия османского центра, например, исламизации.
В период Геноцида Ван одним из первых встал в самооборону уже 5 апреля 1915 году и просуществовал в форме Ванской республики почти 70 дней. В очередной раз показав непокорность захватчикам, даже перед своей гибелью, когда турки окончательно не сровняют с землёй исторический Ван, построив рядом новый город с таким же именем.
Пожалуй, история такова, что если армяне могут гордиться отважной защитой своей родины, семьи и имущества, то турки могут гордиться уничтожением. Чужой родины, семьи и имущества.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор