
Армянская архитектура Крыма
Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами незаменимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле и бесконечные нашествия, и кровавую резню 1475 года, и две депортации (1778 и 1944 гг.).
Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Тиграна Великого (I век до н.э.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором. Есть достоверные сведения о проживании армян на полуострове, относящиеся к периоду, когда Армения попала под власть Арабского халифата (VII век) и когда притеснения и непомерный гнет послужили причиной эмиграции армян из собственной страны.
Следующий наплыв переселенцев приходится на XI век: он был вызван нашествиями на Армению сельджуков и падением Анийского царства.
Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках — время монгольских нашествий.
С начала XIV века армянские поселенцы разворачивают в Крыму активную деятельность: возводят постройки, развивают ремесла и сельское хозяйство, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории.
Армянские купцы играли значительную роль в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на север и восток. Важную роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Кафы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск). Видный ученый, академик Вардгес Микаелян, известный своими трудами по истории крымских армян, основываясь на сопоставительных данных, утверждает, что к началу XV века две трети населения Кафы составляли армяне (это около 45 тысяч человек). В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именуется «Приморской Арменией». Церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения) монастыря Сурб-Хач в окрестностях г.Старый Крым.
В живописных уголках юго-востока полуострова до сих пор сохранились остатки армянских архитектурных сооружений — церквей, монастырей, крепостных стен, мостов, родников (фонтанов). Большинство из них относится к XIV-XV векам, когда армянская колония Крыма переживала пору наивысшего расцвета. Основная часть из 300 сохранившихся армянских рукописей, написанных в Крыму, тоже создана в этот период. Большинство их украшено изумительными миниатюрами и ныне хранится в ереванском Матенадаране (Институте древних рукописей).
Вспоминая о временах расцвета колонии, армянский летописец XVII века отмечал: «В то время (XIV-XV века. — Авт.) усилились мы и умножились, и построили села и округа. Князья и знатные люди, начиная от Карасубазара до Сурхата и Феодосии, горы и равнины заполнили церквями и монастырями. И построили мы сто тысяч домов и тысячу церквей, и от страха перед гуннами возвели крепостные стены в городе Феодосия». Как сообщают армянские источники, лишь в Кафе насчитывалось 45 армянских церквей. В XVII веке там еще действовали 32 армянские церкви, в конце XIX века их оставалось 17, а в настоящее время — всего семь. Согласно средневековым источникам, а также записям путешественников, в Феодосии армяне имели отдельный квартал, участок нынешнего «Карантина», который в русской официальной документации конца XVIII века именовался «армянской слободою». Именно здесь находятся четыре из вышеназванных семи церквей, в том числе и венец армянского зодчества Крыма — храм Иоанна Крестителя, или Предтечи.
Армянские поселения, существовавшие в течение веков на Таврическом полуострове, составляли самую крупную часть зарубежных армян в средние века. Более того, Крым был тем местом, через который проходили потоки армянских переселенцев, положивших начало новым колониям.
Продолжающееся в настоящее время археологическое изучение богатого наследия прошлого, как уже известных памятников, так и вновь выявленных расширяет круг наших понятий об экономических и культурных возможностях в Крыму. С этим, безусловно, связано размещение и постройки значительного количества культовых, производственных, жилых и гражданских сооружений. Необходимость изучения храмов сельских поселений и монастырей диктуется не только потребностью сохранить и ввести в научный оборот сам памятник, но также и тем, что его атрибуция позволяет решать некоторые вопросы средневековой истории полуострова, в частности, локализации армянских средневековых поселений, территорий и границ средневековых епархий, вопросы развития художественной культуры и архитектуры, исследовать характерные особенности армянской средневековой архитектуры полуострова.
Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.
В числе первых исследователей архитектурных памятников крымских армян был А. Л. Якобсон – один из признанных авторитетов в освещении истории армянской архитектуры вообще. Ещё в 1956 году в «Византийском временнике» (т.VIII) он опубликовал свою первую работу под заглавием «Армянская средневековая архитектура в Крыму», в которой исследовано несколько армянских архитектурных памятников.
Ю. А. Таманян, учитывая публикации и новейшие, на то время исследования, дополняет обзор армянских архитектурных памятников Крыма, преследуя цель представить их в более завершенном виде.
Места компактного проживания армян на территории средневекового Солхата-Крыма пока определены лишь условно. М.Г. Крамаровский, посвятивший его исторической топографии и населению специальное исследование, со ссылкой на В.А. Микаеляна считает, что в XIV в. армянская колония, вероятно, занимала несколько кварталов .
Исследования последних лет показывают, что в средневековом Сурхате существовал армянский квартал «Верхние землянки», располагавшийся рядом с татарским участком города. Там находилось более шести армянских церквей, из которых к настоящему времени сохранилась лишь одна полуразрушенная часовня. Сурхатские армяне поддерживали добрососедские отношения с местными татарами. Армянские церкви стояли рядом с татарскими мечетями. И в тех, и в других богослужение велось по соответствующим обрядам, проводились занятия на родном языке. В Бахчисарае армянский квартал располагался близ ханского дворца. Две церкви этого квартала, судя по источникам XVII века, тоже вели активную деятельность, в том числе просветительскую.
Остатки армянских памятников сохранились и в далеких от городов местностях. В трех километрах от Старого Крыма (Сурхата), в лесу до сих пор стоит великолепный монастырь Сурб Хач, престол армяно-апостольской церкви в Крыму, где восседали местные армянские духовные предводители, управлявшие делами колонии. На барабане купола монастырской церкви сохранилась строительная надпись 1358 года. Кстати, с названием монастыря Сурб Хач некоторые авторы связывают и название города Сурхат.
Жемчужиной крымского зодчества XIV века является находящийся, увы, на грани полного разрушения армянский храм Спасителя монастыря Св.Ильи, расположенного близ села Бахчэли. В середине XIX века весь монастырь и в том числе храм, интерьер которого украшен интереснейшими древними барельефами, был полностью восстановлен и играл активную роль в жизни колонии. Привлекают внимание и армянские церкви Сурб Саргис (Св.Сергия) и Сурб Урпат (Св.Пятницы) в селе Тополевка.
При церквях функционировали школы. Записи армянских рукописей свидетельствуют о том, что еще в начале XIV века усилиями архимандритов Аветика и Петроса успешно действовали духовные семинарии монастырей Кимчак (на окраине Сурхата) и Кизилташ (близ села Щебетовка), куда учиться приезжали даже из Армении. В XV веке особой славой пользовалась духовная семинария монастыря Св.Антона в Кафе. Настоятель монастыря архимандрит Саргис знакомил студентов с трудами Порфирия и Бонавентуры, был безмерно уважаем жителями Кафы.
В монастырских кельях и скрипториях корпели каллиграфы и миниатюристы, переписывая и украшая рукописные книги, обновляя древние образцы. В создании и оформлении книг крымские армяне достигли редких успехов: их произведения представляют отдельную своеобразную школу средневекового книжного искусства. Книги писцов Натера, его сыновей Аветиса и Степаноса, а также Кристосатура, Григора и других содержат ценнейшие миниатюры и важные сведения, относящиеся не только к истории крымских армян, но и Крыма в целом Они находятся в северо-западном секторе городища, где, в частности, в районе современной ул. 12 апреля на глубине около 2 м, в слое с керамикой XIV в. археологическими раскопками было обнаружено богато декорированное надгробие армянского мальчика с датой 1363 г. и остатки заготовок резных деталей из камня.
О пяти кварталах «греческих и армянских неверных» Эски Кырыма, не детализируя сведения, сообщает Эвлия Челеби, посетивший город в 1666 г.
Амаяк Вачеян
ИАПС Антитопор-инфо