Армения и армяне в контексте традиционной истории ... или исторической традиции. Часть 2
То, что Мовсес Хоренаци называет нашего царя то по-гречески – Абгарос, то выводя имя от армянского словосочетания «Авак hайр», говорит лишь о том, что историк использовал не только хронологию, но и имена и события из трудов Африкана, Иосифа Флавия и Евсевия Кесарийского. Так же он пользовался хрониками Лебубны и Мар Ибаса Катины, которые вероятно будучи сирийцами вряд ли были заинтересованы сделать Абгара армянским царем. Конечно в каких-то деталях эти летописи различаются, но известных расхождений намного меньше чем абсолютно идентичных событий. Все авторы сходятся на том, что в царствование Абгара или чуть раньше, Великая Армения потеряла независимость, став данницей Рима. Вначале царствования Абгар перенес столицу с юга Осроены ближе к северу, из Мецбина в Эдессу. Мецбин – город несомненно древний и приграничный с Сирией, причем Мецбин – название всегда бытовавшее исконно у армян, а ассирийцы, арабы и греки называли его иначе Нисибин, Нишибина, Νίσιβις.
Возвращаясь к личности царя, предлагаю всем отказаться от национального подхода. Трудно доказать, что он был армянином или даже армянским царем как, впрочем, и опровергнуть. А вот то, что Осроена входила ранее в состав Армении, была ее провинцией, и среди подданных было немало армян, сомнению не подлежит.
Итак, что же нам известно из всех источников от Хоренаци и до наших дней о событиях, связанных с этим царем и их последствиях?
Перейдем к фактам. Абгар V Укама - сын Аршама Аршакуни - правил Арменией с 4 по 50 год н.э.. Во избежание всякой неожиданной случайности, Абгар избрал место, удобное для защиты переправы (от римлян) через Евфрат, и основал там, в южной провинции Армении Осроене, укрепленную столицу Эдессу. (Согласно «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, он являлся царем Армении (книга II, гл. 26, 27, 28, 29)).
Иованнес (Ованес) Драсханакертци (IX-X вв.) в своей «Истории Армении» повествует: «С этих пор, после всеобщей переписи, проведенной по повелению императора Августа, в дни которого в Вифлееме Иудейском родился Спаситель наш, Господь наш Иисус Христос, все армяне стали данниками римлян.
Тут между Абгаром и Иродом вспыхнули жестокие разногласия и [начались] военные столкновения. Одержимый ужасными недугами за то, что дерзнул на Христа, и за избиение младенцев в Вифлееме, Ирод оказался не в силах действовать лично. Тогда он посылает своего племянника с многочисленным войском, который, достигнув Месопотамии и дав сражение Абгару, был убит им. Сразу вслед за тем умирает и Ирод, и место его занимает Архелай. Умирает и царь персидский Аршавир, и меж сыновьями его начинаются раздоры, дескать, кому из них царствовать после отца. Меж тем, приехав туда, Абгар, будучи мужем мудрым, убеждает их [помириться] и, восстановив между ними согласие и мир, воцаряет Арташеса, а других братьев его вместе с сестрой разделяет на три рода, кои называет так: Карен-Пахлав, Сурен-Пахлав, а [род] сестры – Спаhапет-Пахлав. По прошествии какого-то времени от Суренян-Пахлавов произошел Св. Григорий Просветитель – сей побег от лозы Христовой, а Камсар, от которого произошли Камсараканы, был из Каренян-Пахлавов. И почитались они (эти роды) царственными отпрысками».
История Образа Спаса Нерукотворного.
Меж тем, тело Абгара было одержимо жестокими болезнями. Согласно преданию, этот царь страдал от очень сильной кожной болезни - видимо, от проказы. Поэтому получил прозвище Уккама (Черный). Тогда Мариаб, бдешх Алдзника, Шамшаграм, наhапет (родоначальник) рода Апахуни, и Анан – приближенные царя Абгара, побывав в Иерусалиме и увидев чудесные исцеления, совершенные Господом нашим Христом, вернулись и рассказали о них Абгару. И прослышав от близких людей, побывавших в Иерусалиме, о необыкновенных чудесах Христа, Абгар обратился к Нему с письмом следующего содержания:
“Абгар, сын Аршама, князь Земли, Иисусу Спасителю и благотворителю, явившемуся в Иерусалимской земле, привет!
Я слышал о Тебе и об исцелениях, совершаемых Тобою без лекарств и без кореньев, ибо, как говорят, Ты заставляешь слепых видеть, хромых - ходить. Ты очищаешь прокаженных; изгоняешь нечистых духов; исцеляешь одержимых длительными болезнями; Ты и мертвых воскрешаешь. Услыхав все это о Тебе, я положил в уме своем одно из двух: или Ты-Бог, сошедший с неба для совершения всего этого, или же-Сын Божий, творящий все это. Вот почему пишу к Тебе и прошу Тебя благоволить придти ко мне и исцелить недуги, коими я одержим. Слышал я также, что евреи ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям: у меня есть небольшой, но красивый город - его достаточно было бы для нас обоих”.
По письменам хроников древности, Анан, посол Абгара, при встрече с Иисусом Христом в Иерусалиме, не дерзнул приступить к Нему сам и обратился с просьбой о посредничестве к апостолам Филиппу и Андрею. Спаситель, как известно, не посетил армянской столицы, но Абгар был удостоен ответа, который был написан рукою апостола Фомы (воистину знаменитый ответ):
“Тот, кто верует в Меня, не видавши Меня, блажен. Надлежит Мне исполнить волю пославшего Меня. Я тебе пришлю одного из моих учеников, который исцелит твои недуги и даст жизнь тебе и всем находящимся с тобой”.
Когда Анан пришел в Иудею и через апостолов передал письмо Господу, он сам встал на камень и начал писать Лик Его. Как ни трудился, не мог написать, потому что Лик Господа постоянно менялся. Затем Господь подозвал к Себе Анана и, назвав его по имени, чем он очень удивился, вручил ответное письмо царю, где восхвалял веру в князя, указывал причину, по которой Он не может прийти в его город, и обещал ему выздоровление чрез одного из Своих апостолов. Затем Христос, потребовав воды и полотенце, умылся и отер Свое Лицо, и на полотенце чудесно изобразился Его Лик, отчего и назван образ Нерукотворным. Вместе с посланием, Анан доставил Абгару и Нерукотворный Лик Спасителя, или, как его еще называют, Убрус – образ из Эдессы. Эта материя, к которой Христос приложил Свой Лик и чудом перенес свой Образ на нее, в дальнейшем стала символом Эдессы и с нее писались иконы.
Согласно сказанному слову, апостол Фома, один из двенадцати, после Вознесения Спасителя отправил в Эдессу апостола Фадея. Обрадованный Абгар принял его с большими почестями и, увидевший на лице Фадея чудесное сияние, преклонился перед ним до земли. Апостол Фадей исцелил страждущего царя возложением руки на его голову, вследствие чего не только Абгар и его жена царица Елена, но и многие из присутствующих немедленно приняли крещение, а учение Христа стало быстро распространяться в Эдессе, в то время как языческие храмы запустели и затворились.
Проникнутый чувством веры, Абгар писал к Тиверию:
“Абгар, царь армянский, государю своему Тиверию, римскому императору, привет!
Хотя знаю, что ничто не скрывается от твоего Величества, но, как искренний твой друг, хочу через письмо поставить тебя в известность обо всем совершившемся. Евреи, живущие в областях Палестинских, собравшись, распяли Христа, – непричастного ни к какому преступлению, невзирая на величайшие к ним благодеяния, знамения и чудеса, ниже на то, что Он даже воскрешал мертвых. Да будет тебе ведомо, что это не просто человеческая сила, но Божеская. Ибо в то время, когда распяли Его, солнце покрылось мраком и земля, всколебавшись, потряслась; Сам же после трех дней воскрес из мертвых и явился многим. И теперь, во всех местах, имя Его посредством Его учеников, совершает великие чудеса: оно на мне самом явило это. Затем величество твое знает, что надлежит приказать относительно народа еврейского, совершившего такое преступление, и что писать по всей вселенной, предписывая поклонения Христу, как истинному Богу. Будь здоров!
Тиверий ответил:
Тиверий, римский император, Абгару, армянскому царю, привет!
Твое дружеское письмо прочли перед нами; прими за него нашу благодарность. Я от многих слышал о знамениях Иисуса Христа, и Пилат подтверждает их, прибавляя, что, после воскресения Его из мертвых, многие удостоверились, что Он Бог. Поэтому я и сам хотел сделать то, что и ты замыслил. Но, так как по римскому обычаю бог поставляется по повелению не одного только государя, но после внимательного обсуждения сената, то я предложил сенату, который отверг его за то, что первоначально оно не было им рассмотрено. Но мы повелели, что всякий, кому будет угодно, может принять Иисуса в число богов, грозя смертью тому, кто осмелится злословить о христианах. Что же касается еврейского народа, дерзнувшего распять Иисуса, Который, как слышу, был достоин не креста и смерти, но почести и поклонения; то, как только освобожусь от войны против возмутившихся испанцев, рассмотрю дело и воздам евреям должное”.
Неудовлетворенный ответом, Абгар отправил второе письмо к Тиверию:
“Абгар, царь армянский, государю своему Тиверию, императору римскому, привет!
Достойно твоего Величества написанное письмо я получил и порадовался мудрому твоему повелению. Скажу не во гнев тебе, что действие сената достойно смеха в высшей степени; ибо у него божественность дается по приговору людей. И потому отныне впредь, если бог не будет угоден человеку, то не может быть богом; ибо человек берет на себя оправдать божество. Благоволи, государь, послать в Иерусалим кого - нибудь другого на место Пилата, который с позором должен быть лишен сана, на который ты его возвел; ибо он исполнил волю евреев и распял Христа напрасно, без твоего повеления. – Желаю тебе здравствовать!”
После Абгара трон унаследовал его сын Ананун (в переводе с армянского – Безымянный), который вскоре забыл пример своего премудрого отца, впал в язычество и сделался жестоким гонителем христиан. Абгар поставил образ над городскими воротами, украсив его. Сын Абгара Ананун, заразившись идолопоклонством, хотел было снять образ с ворот и заменить его идолом, но епископ, вследствие видения, ночью заложил его камнями. Прошло около пяти столетий, и совершенно забыли об образе. В 545-ом году персидский царь Хосров с многочисленным войском осадил Эдессу. Осажденные, видя неминуемую свою погибель, обратились с молитвою к Богу, и Сама Пресвятая Богородица явилась епископу города Евлалию во сне и сказала, чтобы он открыл находящийся над воротами Нерукотворный образ Спасителя, и тогда город будет спасен. Епископ на другой же день обрел Образ, и оказалось, что он совершенно цел, пред ним горит 500 лет тому назад зажженная лампада, и на кладке «чрепии» возведенной для закрытия Образа, запечатлелся Лик Спасителя, подобный Лику на самом Нерукотворном Образе. Тогда неприятели легко были отражены.
Амаяк Вачеян - ИАПС Антитопор