Араманяк отправился к Араратской долине, где он и остановился. Ряд армянских историков считали именно его прародителем армян, дав название "народ Араманяка". Мовсес Хоренаци же предпочитал говорить "народ Арама", в честь одного из потомков Араманяка. Учитывая, что Хайк-прародитель, имеющий в этом отношении схожесть с Ноем - только в функции прародителя "армянского мира", то следует и то, что Хор и Манаваз - прародители хурритов и урартов. Араманяк в таком случае, прародитель армян. Важно заметить, что в этой системе армяне, хурриты и урарты становятся одним целым и потомками одного предка.
Имя Араманяка очень тесно связано с топонимом "Армения" (Араман-ак). Топоним Армани (Арманум) известен с 23 в. до н.э., как место, куда отправился с военным походом Саргон Древний. И скорее всего неудачно: его внук, Нарам-Суэн, вновь совершил поход и уже зафиксировал победу. При этом он сравнивает Эблу (семитское государство) и Арманум с "серебрянными горам и верхним морем". Серебрянные горы - Тавр, подле которого была Эбла. Под Верхним морем видимо имеется ввиду Чёрное Море. Это соответствует месторасположению будущей Хайасы. При этом нужно отделять Арми от Армани. Арми был городом-государством (Армани тоже мог им быть), но к моменту походов аккадцев он был под контролем Эблы и не писался самостоятельно от неё. Арми был на месте нынешнего Халеба (Алеппо).
Армения имеет индоевропейское происхождение и наиближайший схожий корень встречается у индийского и иранского бога - Арьямана и Айрьямана соответственно. Однако, он не был простым богом, а скорее олицетворением какой-то сущности. Он был связан с обрядами брака, с обрядами исцеления, гостеприимством, даже с тропинками и дорогами и подобными вещами. По большей части он выступает как олицетворение "арийского уклада жизни".
Если разбить его корень на arya+man, то arya можно представить как "арий", в то время как второе - "man"- с "человек". Однако корень *men означает не только "человек", но и "думать, разум", и это будет корректнее.
Арамаис был сыном Араманяка и ему приписано основание Армавира - первой столицы единой Армении. Его имя схоже с анатолийским именем Армаис. Это имя происходит от хеттского "arma"- луна.
Армавир не имеет под собой точной, ненародной армянской этимологии. Однако, имеет хеттскую - arma("луна") + bir("дом") - Лунный дом. Армавир - единственное место, где было известно о статуе Луны и о её культе во всей Армении. Храм же тут на холме был и до Армении, и до того как Аргишти I расстроил его и назвал Аргиштихинили, и до Хайасы, и даже до Армани. Сам Арамаис связан с луной. Он также упомянут одной из ассирийских клинописей, как божество Арамаиш, с достаточно высоким статусом. То есть Арамаис - Бог луны.
Отсюда очевидно, что перед нами триада- Хайк, Араманяк и Арамаис. Бог верховный, бог солнца и бог луны. По этой схеме, Араманяк должен быть божеством солнца, как это было, например, у грузин. Кстати, грузины больше всего почитали бога луны, считая его верховным. Верховного бога звали Армази, что, видимо, больше то Арамаиса, чем от Арамазда. Бога луны почитали и в Агванке (имя не сохранилось). И, безусловно, в Армении, если в главном городе страны был единственный храм луны. Культ луны почитали и каски, то есть весь регион был с этим связан.
Может ли Армения быть от Арма- луна? Например, бог луны у ещё хаттов звался Каску, что могло стать названием его поклонников- касков. В разных кавказских языках луна передаётся как "mza", "maza", что может быть связано с этнонимом мушков(мосхов). Почему бы и армянам не быть в списке?
Проблема в том, что "Арма" встречается у большинства анатолийцев, однако не имеет под собой индоевропейских параллелей вообще. Тоже касается и слова "bir", которое может быть связано только с фригийским "bria", но также не имеет иных параллелей. Зато встречается в египетском как "pr" и в хурритском как "puri". То оба слова, заключенный в армянской столице, имеют происхождение из неизвестного источника или языка. Сомнительно, что бы луна была названа в честь армян. Значит, это слово, как и вторая часть Армавира, имеют происхождение от некоего местного субстрата, который неизвестен нам. В любом случае, культ луны занимал центральное положение в этом огромном регионе. Армавир находится за пределами хеттских владений, что ещё более доказывает, что всё куда сложнее...
Артур Акопян
ИАПС Антитопор