Протоармянские, родственные по языковой группе и просто соседствовавшие с армянским народы
Исследователи называют по разным гипотезам следующие народности, состоявшие в одной языковой подгруппе с армянами. Это – хетты, хаты, лувийцы, фригийцы, тракийцы, этруски, фраки, хурриты, палайцы, ликийцы, лидийцы, андийцы...
К сожалению, сегодня из этих перечисленных народов данной языковой подгруппы сохранились только армяне. А многие из этих народов стали прародителями современных армян.
Фригийцы
По сохранившимся надписям видно, что фригийский язык занимал в индоевропейской языковой семье промежуточное место между древнегреческим и протоармянским и, по-видимому, был близок к языку балканских фригийцев (может быть, и пеласгов), а также к балто-славянскому праязыку. Очень раннее влияние греков на фригийцев видно, однако, из надписи на культовой нише ("вратах бога") в скале из "Города Мидаса", где этот царь носит ахейские (микенские) титулы ванак и лавагет. Итак, в греко-фригийских взаимоотношениях фригийская сторона, видимо, не была только дающей. Тем не менее, в материальной
культуре (скальные сооружения, бронзовая утварь и т.п.) Фригийское царство дает больше свидетельств контактов с царством Урарту, чем с Грецией; несомненно, что оно явилось связующим звеном между Передней Азией и греками; первые участки знаменитой персидской "Царской дороги", объединявшей с VI в. до н.э. страны Эгейского моря с Востоком, уже были проложены при фригийском царе Мидасе.
Главную роль во фригийской религии играл культ великой матери-богини Кибелы (Кубабы) - культ, восходящий еще к дохурритским временам, а также молодого бога Аттиса, умирающего и воскресающего к новой жизни. В этом культе- по крайней мере позднее- были распространены оргиастические обряды и самооскопление жрецов, посвящавших себя богу. Однако культ Аттиса не случайно просуществовал весьма долго и впоследствии распространился на запад вплоть до Рима. Бытовой его основой явилось наличие тысяч евнухов во всех древневосточных государствах той поры, особенно в царских, храмовых и больших частных хозяйствах.
Они составляли численно немаловажную группу населения, и из них охотно вербовали высших чиновников, писцов, нередко военачальников. Из всех государств Малой Азии XI-IX вв. до н.э. мы осведомлены только о тех, которые лежали в горах Тавра и вдоль чорохско-верхнеевфратского пути. Наши данные происходят отчасти из ассирийских и урартских военных реляций, отчасти из "хеттских" (лувийских) иероглифических надписей местных царей. Эти надписи отличаются довольно скудным содержанием; их рельефные рисуночные знаки высечены на скалах и каменных сооружениях- воротах, плитах, статуях.
Этруски
В 753 году до Р.Х., основали Рим. Согласно Геродоту этруски покинули Малую Азию под предводительством сына царя лидийской страны Аттис(в Армении и поныне есть гора Аттис), царевича Тирсена (Тир - это стрела, а также в пантеоне армянских богов был бог Тир, прародитель многих богов, отсюда и пошло второе название этрусков - тирсены или тиррены). В культуре этрусков присутствует множество Араратских (Урартских) мотивов. Болгарский лингвист Георгиев видит в этрусках троянцев, т.е. хеттов. Этруски и греки находились на более высоком культурном уровне развития, чем италики, латины и иллирийцы.
Этрусские города вели широкую торговлю в Италии и за ее пределами. Рим унаследовал у них все атрибуты власти: скипетр, золотую корону в виде венка из листьев дуба или лавра, трон, фасции - пучок розог с воткнутой в них секирой и т.д. В обществе этрусков, в VI веке до Р.Х., царская власть была заменена выборными должностями. У этрусков была очень богатая библиотека с книгами мистического толка, автором которых они считали верховного бога Тага (Таг по-армянски- корона или венец, т.е. то, что над царем). Этруски изобрели также духовой инструмент- трубу.
Почти до конца ХХ столетия не могли расшифровать письменность этрусков, т.к. не было никаких билингв (текст, дублирующийся на каком-либо другом языке). В 1978 году болгарскому ученому-лингвисту Георгиеву удалось расшифровать письменность этрусков с помощью морфологии армянского языка.
Хуррито-Митанни
Сложный путь консолидации армянского народа берет свое начало где-то с начала II тыс. до Р.Х., когда в двух различных частях довольно обширного пространства древней Армении армянами-хурритами (Хуррито-Митанни) и армянами-hайасами (hАйaсa-Ази) были созданы своеобразные государственные формирования, представлявшие родовые объединения-царства. Хурриты – древнейшая протоармянская этническая группа в Передней Азии. В IV-III тыс. до Р.Х. селились в северном Междуречье Тигра и Евфрата, Армянском нагорье и в южных районах Закавказья. В III-II тыс. до Р.Х. распространились до Палестины. Создали государство Митанни, игравшую важную роль среди государств Передней Азии.
Хурритскому этническому элементу принадлежит определенное место в процессе формирования современного армянского народа как части физической и демографической основы.
Военное объединение Хуррито-Митанни владело территорией армянского междуречья Евфрата и Тигра, включая Софену(Цопк). Благодаря могуществу этого государства его границы простерлись от озера Ван до Киликийского Тавра. Господство Митанни воцарилось и на части Ассирии. В тот же период три царя Митанни заключили хозяйственный и военный союз с Египтом, притом на равных правах, с учетом брачных договоров царствующих семей.
Нефертити (древнеегипетское «Красавица грядет»), древнеегипетская царица (XIV в. до н. э.), супруга Аменхотепа IV (Эхнатона), дочь одного из царей Митаннии. Союз с Египтом продолжался вплоть до первого тысячелетия до Р.Х.
Вслед за Вавилоном и Египтом Митанни по своей мощи, развитой военной системе являлось третьим государственным формированием этого региона со сложившимся, характеризующимся первозданностью восточным искусством. Владения хурритов, входившие в состав государственного объединения Митанни, сократились и образовали небольшое государство в пределах Софены (Цопк), подвластное, однако, хеттам.
Палайцы — родственный хеттам народ, говоривший на палайском языке. В середине III тысячелетия до н. э. жили на южном побережье Чёрного моря на севере Хеттской державы. В период ее существования населяли один из трёх ее основных регионов (Хеттский (Несийский), Палайский, Лувийский).
Название происходит от названия города Пала, находившемся в будущей Пафлагонии. Предположительно были поглощены хеттами примерно в XV веке до н. э
Амаяк Вачеян,
ИАПС Антитопор-инфо