Индийцы в Армении
Иногда древняя историография оставляет нам интересные свидетельства, которые не всегда можно трактовать однозначно. Например, о том, что в Армении проживали князья индов, то есть индийцев.
Это описывается в "Истории Тарона" Псевдо-Иоанна Мамиконяна, труда приблизительно VII века. Этими князьями были Деметр и Гисанэ. Они бежали из своей страны и при легендарном царе Вагаршаке осели в Армении.
Их поселили в Тароне, где они возвели город Вишап. А также разместили в Аштишате своих индийских идолов. По какой-то причине, царь армянский их позже убил и земля перешла трём сыновьям - Куару, Мелдесу и Хоряну. На горе Каркэ они возвели идолы Деметра и Гисанэ. Куар при этом выступал как жрец Деметра.
Перед нами здесь мифические образы. Тот же Куар несколько раз упоминается армянскими летописцами, как бог грозы. То же касается и Гисанэ. Мелдес и Хорян выступают как эпонимы Мелди и Хорянка.
Когда Григор Лусаворич хотел крестить эти территории, то получил резкое сопротивление. Жрецы узнали об этом и созвали с собой сельских мужей, заявив что бог Гисанэ идёт на войну с отступниками от веры. Верховный жрец Ардзан приготовился к битве вместе с сыном Деметра, собравшись на горе.
Очень интересно описываются слова Ардзана перед битвой. Он говорит, что "мы не можем противостоять вам в войне, потому что это страна армянского царя и вы князья армянского царя. Но знайте, что хотя мы и не можем победить, однако предпочитаем скорее умереть за наших великих богов". Фактически автор разделяет армян и армию Ардзана. Последний говорит так, будто не имеет отношения к армянам. Он также говорит, что они служат своим богам уже 40 лет, что очень странно.
Армия в 1038 сельчан Ардзана выступила против 6000-го войска нахараров. Битва была выиграна в пользу нахараров. В то же время, было позволено жрецам похоронить своих воинов. Над могилами павших были возведены каменные глыбы, которые посвящали божествам грозы. В битве погиб и Деметр.
Как мы уже отметили, Ардзана и его войско автор отделял от армян. Он прямо говорит, что "армянскому войску" противостояли "сельские мужи Ардзана". Навряд ли речь шла о реальных индийцах. "Индийские боги" Гисанэ и Деметр на самом деле шли корнями в местную традицию. Стоит добавить, что в армянской историографии часто различным родам и личностям даётся инородное происхождение и часто по ошибке или по причине игры слов. Например, тот же Хоренаци пишет, что Мамиконяны пришли из "страны ченов", из Китая. Однако известно, что Мамиконяны были из Тайка и ошибка произошла из-за того, что рядом с Тайком жили лазы, которых также упоминали как "чанов". Хотя и нельзя исключать и возможность проживания некоторых этносов в Армении, как например племя мардов в Мардастане или пленённых аланов в Артазе.
Можно предположить, что это была особая жреческая община, а упоминание их как индов можно связать с их древними индоевропейскими верованиями или каким-то особым эпическим сюжетом. Опять же, первые индийские князья на самом деле являлись божествами, так что Индия может здесь упоминаться в контексте общеиндоевропейской традиции. Может быть, это особое ответвление от армянского язычества. Ведь здесь не упоминается ни один бог из основного армянского пантеона, а в бой Ардзан идёт не именем верховного Арамазда, как вроде должно было быть, а Гисанэ, которого иногда отождествляют с Вахагном. В любом случае, вопрос пока что остаётся открытым.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор