Армения и Арманум
Древнейшая история армянского народа полна тайн и гипотез, раскрыть которые крайне сложно. Одним из серьёзных открытий было обнаружение в аккадских текстах упоминания о таком государстве, как Арманум(Армани), на которое осуществляли походы аккадские правители. Причём ранние арменоведы начала XX века напрямую связывали Армению с Арманумом. Однако позже эта идея подверглась критике. Но так ли всё однозначно?
Нарам-Син, осуществивший знаменательные походы на "четыре стороны света", упоминает Арманум наряду с Эблой, как часть своих завоеваний. По поводу Эблы есть определённый консенсус, что она находится на северо-западе Сирии, у гор Тавра. С Арманумом всё сложнее.
Изначально его отождествляли с Халебом, нынешним Алеппо. Известно, что в эблаитских текстах упоминается город(страна) Арми(или Армиум), который был не так далеко от Эблы. Одно из древних названий Алеппо, Хальман, считали формой произношения слова Арман(Арманум). В то же время, есть авторы, отвергающие либо связь с Алеппо, либо связь с Арми.
Адельхейд Отто считал, что Арманум находился в Телль-Бази, который находится восточнее Эблы, на берегу Тигра. Аккадские тексты упоминают мощную фортификацию города и его расположение на холме, что абсолютная редкость для Северной Месопотамии. В то же время, Телль-Бази единственный комплекс, который возведён на холме и имеет мощные стены.
Уэйн Горовиц и Майкл Астур предложили иную интерпретацию. Они посчитали, что Эбла у Нарам-Сина - это совсем другой город. Скорее всего, это город Убла, который был восточнее Тигра. Тогда локализация Арманума будет также восточней. Важным фактом является то сведение, что походы на Армани осуществлял ещё Саргон Древний. На основе сведений из аккадских текстов Саргона авторы пришли к выводу, что от Эблы до Бит-Наниба была земля "арманианцев".
Причём и здесь Эбла, как пограничный к стране арманианцев город, выступает в тесной связи с Арманумом, как и у Нарам-Сина. В то же время, спорно, что это происходило в северной Сирии, так как в то время упомянутый Арми был частью Эблаитского царства и не мог писаться, как отдельный город.
Отсюда выстраивается предположение, что Эбла и Арми отделены от Ублы с Арманумом. Возможно, эта путаница в древних текстах, которые были очевидной компиляцией из разных источников. Возможно также, что топонимы "удвоились" и был своего рода "Западный Арманум" и "Восточный Арманум". Убла могла быть названа по аналогии с Эблой поздним автором, так как очевидно, что Арми упоминается констативно вместе с Эблой. Последний выступал как альтер-эго Арманума и имя города могло "переехать", вместе с другой локализацией Армани.
Альфонсо Арчи соглашался равенством Арманума и Арми и предполагал местонахождение страны возле будущего Аршамашата, на юге Армянского нагорья.
Как вы видите, в целом авторы локализовывали Арманум на севере Сирии или юге Армянского нагорья. Дальнейшие исследования показали, что в аккадском языке есть слова, связанные с Арми. Например, абрикос на аккадском - "armannu", а серна - "armantu". И абрикос и серна не имеют отношения к Месопотамии. Но абрикос растёт, а серна обитает на Армянском нагорье. Кроме того, кедровые леса, которые упоминаются наряду с упоминанием Арманума, растут также вблизи Армянского Миджнашхарха.
Также Нарам-Син описывает, что он подчинил Верхнее море при захвате Арманума. Под этим морем могло быть либо озеро Урмия, либо Ван. Но Урмия находится слишком далеко от Эблы.
Позже Вячеслав Иванов заметил при изучении эблаитских текстов, что из города Арми в Эблу пришёл некий "сын Хайи", а также упоминается топоним Ази. "Хайа" связан с этнонимом армянского народа, а Ази - с одним из названий Хайасы. Но опять же, Эбла упоминает эти территории совсем неподалёку от себя.
На основе большинства исследований можно сделать вывод, что Арманум находился на юге Армянского нагорья(скорее всего вблизи к Киликии и Эбле) и имеет очевидное отношение к происхождению армянского народа. На этой же территории позже ассирийцы упомянут Урарту, а персы - Армину. Можно также предположить, что позже армяне двинулись на север и топоним "Хайа-Ази" передвинулся к бассейну реки Чорох, в будущий гавар Екегеац. В любом случае, изучать этот период крайне тяжело и мы имеем пока что слабое представление о том, каким образом Арманум соотносился с прото-армянами. И о какой части Армянского нагорья можно говорить, как о первой точке зарождения хотя бы прото-армянской государственности?
Артур Акопян
ИАПС Антитопор