Одним из главных богатств Армении является её история, и потому особо важно сохранить те несметные исторические богатства, что созидались нашими предками и сохранились несмотря ни на что.
Одним из главных столпов нематериального наследия является архитектура, бессмертным же базисом армянской архитектуры является сакральная архитектура. Множество многовековых храмов, словно немые свидетели наблюдали рождение и гибель империй, пережив разрушительные нашествия и кровопролитные войны.
В пламени войн и ужасе катастроф погибли многие города и сёла. И зачастую лишь многовековые храмы напоминают о том, что тут когда-то жили, созидали и молились армяне.
Сегодня мы расскажем вам о святилищах Арцаха. Но не о тех, что и так известны многим как Казанчецоц, Дадиванк или Гандзасар. А о других - храмах без прихода.
Данная статья не претендует на полноту, ибо одних лишь церквей в Арцахе по меньшей мере пять сотен. Некоторые из них были отреставрированы, другие же, находятся в плачевном состоянии ожидая кропотливого созидательного труда, о третьих же напоминают лишь руины.
Ерек Манкунк (Монастырь трёх отроков). Историю этого выдающегося образца архитектуры Арцаха периода позднего средневековья так описывает Раффи в произведении "Меликства Хамсы":
В 1651 году некто Симон из Хоторашена (сын простого священника, не принадлежавший к роду Хасан-Джалалянов) в одном из сумрачных ущелий горы Мрав основал монастырь, названный Ерек Манкунк, и стал католикосом этого монастыря. Он и положил начало новому католикосату, оппозиционному древнему католикосату Агванка. Эти два враждующих католикосата (монастырь Гандзасар и монастырь Ерек Манкунк) были расположены не более чем в 24 часах пути друг от друга.
Монастырь Катарованк, что был построен на вершине священной горы Дизапайт, - один из древнейших не только в Арцахе, но и в Армении. Достоверно не известны годы его постройки, ибо первое упоминание о храме описывало его уничтожение в 335-ом году массагетскими кочевниками. Современное, же строение датируется 17-ым веком.
Недавно, Катораванк был отреставрирован, что вдохнуло в него новую жизнь.
Одним из главных символов Шуши является белокаменный Казанчецоц. Однако мало кто знает, что собор Сурб Аменапркич - самый молодой из пяти белокаменных церквей возведённых в Шуши в 19-ом веке. Церковь Агулецоц, возведённая выходцами из Нахиджевана в 1822-ом году. Храм пострадал во время Шушинской резни, и был окончательно уничтожен советским Азерабйджаом в 1960-ых. До нас, увы, дошли лишь руины некоторых стен.
Церковь Мегрецоц, возведённая в 1838 году. Здесь совесткое руководство Шуши отисичлось особой фантазией. Руины храма были превращены... в летний кинотеатр. Сейчас ведутся раскопки храма и поиск средств для реставрации.
Монастырский комплекс Гтчаванк, возведённый в середине 13-го века на вершине горы Тог, является безусловным шедевром армянского зодчества.
Гтчаванк с давних времен был одним из политических и духовных центров Восточного края Армении. Со времен Дизакских меликов и по сей день Гтчаванк является одним из известных и значительных армянских монастырских комплексов. Находится на реставрации.
Кавакаванк - средневековый монастырь, разрушенный иноземцами. Сохранилась церковь, восстановленная в 1742 году по настоянию дизакского мелика Егана.
Кармирванк. Расположенный в лесах Вагуаса средневековый храм, окружен глубокими оврагами и крутыми склонами.
Этот храм поразителен даже не столько своей архитектурой или историей, сколько потрясающим единством с окружающей природой. Большинство руин храмов вызывает исключительно негативные эмоции, однако Кармирванк - удивительное исключение. При созерцании лесного святилища возникает ощущение, словно перед нами не результат многолетнего запустения, а изначальная задумка творца слившего во единое созидательное человеческое начало и хаотичную жизнь леса.
Кармирванк.
Монастырь Джрвштик. В дохристианский период был известен под названием «Завет Нерсмихра», а после принятия христианства был назван Джрвштик по имени водопада, находящегося возле монастыря, а затем переименован в апостольский монастырь Св.Егише.
Охты ехцы (семь церквей) - один из множества храмов разбросанных по лесам Арцаха вдали от сколь-либо существенных населённых пунктов, и, как следствие, грустное напоминание о том, что когда-то и здесь жили люди.
Надеемся, что когда-нибудь каждый из этих храмов будет восстановлен и вновь обретёт свою паству.
Валерий Колунц - ИАПС Антитопор