Можно смело сказать, что на всём постсоветском пространстве празднование Нового года стало универсальным. Трудно найти отличия, которые бы не казались мелких деталей. Атрибуты праздника везде идентичны: ёлка с игрушками, Дед Мороз, новогоднее обращение. Подобные утвердившиеся традиции закрепились особенно в советский период и аналогично повлияли на празднования в Армении.
По преданию, первым, кто использовал Рождественскую ёлку, был Мартин Лютер. Украшение ёлок шло из древнегерманской традиции почитания мирового древа. С Новым годом ёлка стала впервые связываться в России, по указу Петра I. Особенно эта традиция усилилась у знати в начале XIX века, под влиянием моды на немецкую культуру.
Однако позже ёлку несколько раз запрещали: сначала в Первую Мировую, как атрибут немецкого врага, а потом и в раннюю советскую эпоху, как "религиозный хлам". Реабилитировали её окончательно только в 1935 году. Правда, её дехристианизировали: вместо Вифлеемской звезды на вершине стали ставить красную звезду. В советский же период эта традиция перенеслась и в Армянскую ССР.
Как и в древней Германии, так и в древней Армении был культ почитания деревьев и их украшения. Мировое древо для армянской мифологии имело важное значение: в самом Эдеме, который Библия локализует на Армянском нагорье, были Древо Жизни и Познания Добра и Зла, священное древо изображалось на ещё урартское посуде и шлемах, сохранились изображения дерева и поклонения ему того же периода. Да и сам христианский крест у армян представляет из себя разветвляющееся Древо Жизни.
В основном в Армении почитались платан и оливковое древо. Первому поклонялись ещё в урартскую эпоху, а по шелесту его листьев мудрецы в Еразамуйне гадали на будущее. До сих пор в Армении можно встретить кустарники и деревца, украшенные платочками. Заменой ёлки были оливковые ветви, которые вставлялись в Тарехац(новогодний хлеб). В советское время традиция сохранилась, только вместо фруктов веточки теперь украшали советскими конфетами. Потом эти микроели с подставкой относили в церковь для освящения. Их называли "Каханди цар" - "календарное дерево".
Дед Мороз(Каханд Пап) и Снегурочка(Дзюнануш) пришли в Армению также из России и частью из Европы. Здесь это также было адаптацией европейского Святого Николая(Санта-Клауса). Как известно, Николай Чудотворец подложил трём дочерям разорившегося богача подарки в носочки, откуда и пошла европейская традиция. В России его образ слился с грозным Трескуном, морозившим путников, а Снегурочка была взята из образа Снегурки.
В Армении образ Дед Мороза закрепился, но и оброс собственным содержанием. В частности, дети в диаспоре, чьи предки покинули родину после Геноцида, считали, что Каханд Пап живёт в Армении и оттуда приходит в дома и приносит подарки. Это был мифологический образ отдалённой земли, как Лапландия для европейцев, но у армян наложенная на собственную почву.
В то же время, есть и образ "Мецн Папика", который можно считать местной формой рождественского дедушки. В одной из сохранившихся легенд, католикос Саак Партев приходил к детям с подарками в тупуле из овчины и с посохом. Возможно, подобные предания, связанные с дарящими деятелями церкви, были частым явлением в раннехристианской культуре.
Ныне в Армении растёт тенденция к использованию национальных мотивов на Новый год. Дед Мороз одевается в армянский тулуп, новогоднее дерево декоративно делают в форме древа жизни, образ которого остался на древних изображениях. Китайские игрушки, заполонившие армянский рынок, заменяют игрушками с местным колоритом. Вместо Снегурочки появился образ ангелочка и ангелов-хранителей, а саму ель устанавливают в глиняный армянский кувшин. Возможно, подобные инновации скоро станут более популярными.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор